« Назад"Северная Осетия" - “Санитары” общества 11.12.2007 02:14Наша современность и в Осетии изобилует сюжетами зарисовок, “достойных экранизации в тележурнале “Фитиль”. А поскольку в своем роде театральным аналогом этого “бичевателя” социальных пороков и недостатков на местном уровне является молодежная студия “Амыран”, ее участники берут на себя роль “санитаров” общества. Высмеивая существующие в нем негативные явления, члены коллектива пытаются “залечивать” уродующие социум “рубцы”, или, по крайней мере, обращать на них внимание людей, чтобы они сами озаботились своим нравственным “оздоровлением”. Не “скатиться” в плоскость морализаторства при исполнении таких функций сложно – но “Амырану” это удается, и уже на протяжении десяти лет. Юбилею коллектива, который им отмечается 7 июля, и посвящено интервью “СО” с директором молодежной студии Дзамбулатом СИДАКОВЫМ. – Дзамбулат, вы в “Амыране” практически с момента его зарождения. Какими были его основные ступени развития? – Появился “Амыран” при Горском государственном аграрном университете, на тот момент являясь неким сообществом одаренных студентов этого вуза. В первые месяцы своего существования ребята гастролировали по районам республики с театрализованными отрывками из пьес осетинских писателей, с первыми придуманными ими самими сценками. Я попал в его состав первокурсником, когда начальные наработки в становлении театра уже были сделаны. Потом так получилось, что нам пришлось “отпочковаться” от ГГАУ и уйти в самостоятельное плавание. Тогда у студии было, можно сказать, наиболее шаткое положение. Но ни при каких обстоятельствах мы не прекращали свою деятельность, стараясь доказывать свою состоятельность… – И вы смогли это сделать на таком уровне, что Комитет по делам молодежи решил, как говорится, взять вас под крыло и сделать своим структурным подразделением… – И этим шагом комитет, тогда возглавлявшийся Таймуразом Касаевым, нам неоценимо помог. Нам было оказано доверие: “Амыран” поехал в Санкт-Петербург представлять республику на фестиваль, посвященный двухсотлетию А. С. Пушкина. Наши тематические номера были хорошо восприняты публикой… Конечно, на новый уровень “Амыран” вышел, когда обрел статус государственного театра. Если до этого мы держались на плаву исключительно за счет собственного энтузиазма, то теперь мы ставили свои концертные программы на средства комитета. Помимо этого стали получать и официальную зарплату. Честно говоря, я поначалу немного боялся, что, получив определенную материальную устойчивость, коллектив потеряет творческий запал, остроту сатирического зрения. Но, к счастью, этого не произошло. – И, тем не менее, некоторое затишье в деятельности коллектива было. – Да, после бесланской трагедии. Мы не знали, как нам дальше работать. Было ясно, что с тем материалом, который у нас был наготове, открывать сезон было невозможно. Впрочем, мы и не думали в то время выходить на сцену. И нашим зрителям, и нам было тогда не до концертов. Однако именно в этот период родилась идея первого “полновесного” и, пожалуй, наиболее жесткого по “градусу” сатиры спектакля в нашем репертуаре – “Фыдджын или гамбургер?”. Его премьера состоялась в январе 2005 года. Были некоторые опасения, что публика не поймет, зачем мы даем концерты в это время, спустя лишь несколько месяцев после Беслана. Но они оказались напрасными: спектакль по просьбам зрителей был показан в те дни 12 раз подряд. Зрители прочувствовали наш настрой, осознали, что мы хотели сказать этой постановкой. К нам даже после одного из показов позвонила женщина и обрушилась на нас с возмущением: мол, я из-за вас всю ночь не спала. Оказалось, что ее потрясло наше видение действительности… Ну а очередным, последним по времени, этапом в “истории” “Амырана” стала премьера, которой мы закончили свой юбилейный сезон… – Как уже не раз говорилось, за классику вы взялись впервые. Почему, кстати, именно Гоголь и именно “Женитьба”? – Если быть точным, то произведение русской классической литературы мы поставили впервые. А с осетинской классики, как я уже говорим, собственно, начался “Амыран”. И сейчас, после удачной апробации в крупной театральной форме, планируем инсценировать целиком одно из творений признанных авторов осетинской литературы. Почему взялись за “Женитьбу” Гоголя? Гоголь для нас особый, важный, можно сказать, основополагающий писатель. Он возникает в нашей жизни в периоды, когда у нас происходит какая-то переоценка ценностей. “Женитьба” – комедия о простых людях, живущих своей “тихой” жизнью, забавляющихся своими мечтами, проводящих по-своему собственное личное человеческое время. И о том, что недопустимо использовать эти человеческие жизни как материал для дьявольской игры, у которой нет ни цели, ни задачи, ни какого-нибудь человеческого оправдания. Это заслуга в первую очередь нашего режиссера – Руслана Цагараева. Судя по отзывам зрителей, у нас все получилось как надо. – О, да! Даже костюмы на актерах были такие, какие редкому “отвязному” модельеру придут в голову! Где осетинские наряды, да еще и созданные в любопытных стилях, отражающих характеры героев, и где гоголевская “Женитьба” времен царской России?! – Работая над этим спектаклем, мы учитывали, кажется, все мелочи, чтобы каждая деталь была, как говорится, “не в бровь, а в глаз”. К примеру, мы сменили трех костюмеров, пока не нашли того, кто полностью воплотит наши идеи. Бывало даже уже готовые наряды забраковывали – нам нужно было, чтобы и одежда “говорила”. – Другие атрибуты спектакля тоже были весьма красноречивыми. Кстати, “именные” конфеты “Сиахс”, которые актеры раздавали зрителям в рамках “рекламной кампании” Подколесина во время представлений в Русском театре, оказались очень вкусными. Дзамбулат, скажите, курьезы в жизни молодежной студии “Амыран” – явление частое? – Постоянное! Вот наша Вика (актриса Виктория Булацева – авт.) “учудила” на последнем показе “Женитьбы”. В одной из сцен спектакля она рухнула на кровать и, не рассчитав траекторию падения, сильно ударилась головой. От этого звука весь зал содрогнулся. По сценарию она в этот момент должна сидеть в постели, полностью накрытая одеялом, а “жених” в это время поет ей песню. Пока длился этот отрезок постановки и зрители, и, естественно, все актеры были в напряжении, что с ней, ведь ее не видно. И вот Заур Кануков, исполнитель роли Подколесина, произносит фразу, после которой Вика должна зашевелиться под одеялом, а потом из-под него показаться… А она не шевелится! Вот тут-то мы все перепугались! Уже стали на ходу придумывать, как бы проверить, в каком она состоянии… Но вдруг она медленно вылезла из постели, приложила руку к месту удара на голове – на ладони кровь, не бутафорская, самая что ни на есть настоящая. Мы сократили этот эпизод, благо он практически последний в спектакле… Зрители, ставшие свидетелями этой “кровавой сцены”, могут не волноваться: все обошлось, травма оказалась несерьезной, нашей “каскадерше” даже швы не стали накладывать. – А еще, помнится, однажды по ходу действия спектакля “Фыдджын или гамбургер?” из-под потолка сорвался карниз с подвесными софитами… – С “Фыдджыном…” у нас вообще много необъяснимых ситуаций возникало, которые иначе как полтергейстом не назовешь. То во Дворце молодежи, где мы базируемся и репетируем, отключили за неуплату электричество, что в зимнее время, само собой, значительно затрудняло процесс подготовки спектакля. То кто-то из актеров внезапно заболевал. Слава Богу, со мной ничего не случилось, хоть я и исполнял роль черта. – Вы работаете на разных сценических площадках. А не задумывались о создании своего театра? – Это наша мечта – иметь свое помещение, где мы могли бы и репетировать, и выступать. Кроме всего прочего, мы сейчас еще и набираем студии, в которых обучаем юношей и девушек актерскому мастерству. Так сказать, привлекаем новые силы. А для этого тоже нужно пространство. В общем-то, по площади нас устраивает и помещение, предоставленное в наше распоряжение во Дворце молодежи. Но бытовые условия здесь, прямо скажем, не “аховые”. Вот сейчас опять отключили электричество на неопределенный срок – и все по той же причине, за неуплату… – А много желающих заниматься в ваших актерских студиях? – Более чем. Но мы, понятное дело, берем далеко не всех: без определенного набора способностей никуда. Тем более, мы и сами непрофессиональные актеры (ни у кого из нас нет специального образования по этой профессии), поэтому объясняем часто, что называется, “на пальцах”. Если человек чувствует по предлагаемой ситуации, что он должен показать и как, значит, это наш “материал”. Ведь нам, как и любому другому коллективу, нужна “свежая кровь”, – разражается театральным, “мефистофелевским” смехом Дзамбулат Сидаков. Все-таки зря многие думают, что слова “директор” и “скучный человек” – это синонимы… С юбилеем “Амыран” поздравляла Диана РЕВАЗОВА.
|