« Назад«Фыдджын или гамбургер?» 27.01.2005 02:03Премьерой – эстрадно-драматическим представлением с интригующим названием «Фыдджын или гамбургер?» – открыла свой 8-й творческий сезон молодежная студия « Амыран ». В новой сатирической программе молодые артисты не изменили своей традиции высвечивать и высмеивать отрицательное в современном осетинском обществе. В ней «под обстрел» искрометной иронии попало главным образом добровольное отчуждение некоторых наших земляков от национальной культуры в погоне за модой. И здесь образ не поступившейся принципами во имя «продвинутости» Лидианы Сисиевны, в прошлом Дзерассы Сосланбековны, блестяще представил актер молодежной студии « Амыран » Георгий Гогичаев. Запомнятся зрителям, думается, и роли дигорской девушки Ирёфки (Аслан Казахов), «мужчины с ярко выраженным южным темпераментом» Знауыра (Батраз Фарниев), врача сокрой помощи Аптеки Процедуровой (Фатима Хугаева), работников СОБЕСа и ЖКХ – Льготбека Пособиева (Аслан Басиев), и Хётёла Каналова (Заур Кануков), сотрудника ГИБДД Кирпича Гаиева (Астемир Черткоев) и, конечно, представителя «темных» сил в исполнении Дзамбулата Сидакова, который на протяжении всего спектакля старался «сбить с пути истинного» персонажей программы и который, в конечном итоге, все же оказался побежденным. В общем, как всегда, представление « Амырана » для побывавших на нем стало одновременно и источником хорошего настроения, и поводом для того, чтобы призадуматься и над собственным поведением, и образом жизни, и моральными устоями. Жизнь прекрасна!.. Фыдджын или гамбургер - вот в чем вопрос! Вот уже восемь лет искушенного владикавказского зрителя радует молодежная театральная студия «Амыран». Начиналось все банально просто: в стенах ГГАУ группу молодых энтузиастов объединил Тамерлан Лазаров. С тех пор "амырановцы" вышли на серьезный уровень. И сегодня они несут в своих выступлениях горькую правду жизни. «За вклад в реализацию государственной молодежной политики…», «За сохранение самобытности и духовности народов России…», «За активное участие в фестивалях, конкурсах», - это записи из множества грамот, дипломов и благодарностей, которых студия «Амыран» удостоилась за всю историю своего существования. Среди них благодарственные письма президента Александра Дзасохова, председателя парламента - Таймураза Мамсурова, диплом Министерства национальностей России и т.д. А начиналось все в далеком 1997 году, когда группа молодых энтузиастов во главе с Таймуразом Лазаровым, художественным руководителем самодеятельного молодежного театра, в стенах Горского государственного аграрного университета, решила привнести новую струю в студенческую самодеятельность вуза. Первый сбор труппы, первые репетиции, первые шаги в постижении актерского ремесла - были для театра самым сложным этапом. Но все это лишь закалило характеры молодых, далеко не профессиональных актеров, сделав их сплоченным коллективом единомышленников. За легкостью, виртуозностью и блистательной игрой каждого из них стоит неустанный ежедневный поиск жизненного пути, своего мировоззрения, своего репертуара и, наконец, своего зрителя. Кто же мог еще тогда предположить, что дебют самодеятельной труппы с первой программой «Ангелы» («Зады къалиута») станет началом долгого, тернистого, но успешного пути, ведущего к широкому признанию? С этой программой коллектив объездил все села республики, а в день открытия нового клуба в селении Суадаг, где состоялся дебют, творческий коллектив «Амырана» при полном аншлаге ознаменовал 7 июля 1997 года датой рождения уникального молодежного театра юмора и сатиры, положив начало всем последующим премьерам, которых в летописи коллектива уже семь. Каждый театральный сезон ознаменовывался для «Амырана» новой постановкой, успех которой всегда был беспрецедентным. Воистину народными стали такие программы, как «Иронизированное шоу», «Необыкновенный концерт мастеров искусств», «Хоходром», «Аппын нœйы бœсты чызг хуыздœр». Самодеятельный коллектив не останавливался на достигнутом. Объектами их творческой работы всегда становились негативные явления в современной осетинской молодежной среде и национальном быте. В неустанном творческом поиске сюжетов, сатирических образов, неординарных ситуаций из повседневного быта театральная труппа «Амыран» создавала эстрадные миниатюры, пародии, юмористические песни, танцы, главными героями которых всегда становились прототипы, «списанные» с жизни. Творческий состав группы менялся на протяжении всей истории ее существования. Артисты приходили и уходили, в большей степени не выдерживая напряженных репетиций, творческих мук сочинительства, сложного процесса коллективной работы, скрупулезного оттачивания уже готовых постановок - вот она, незримая поклонникам оборотная сторона успеха и славы. Но все ради искусства. Во имя искусства, несущего свет и заставляющего задуматься над истинными, непреложными ценностями нации. Это специфическая черта коллектива особо обращала на себя внимание, в том числе и старшего поколения. Спикер Таймураз Мамсуров во время одной из премьер, поблагодарив коллектив за внимание к проблеме национального самосознания, отметил, что каждый член нашего общества должен посмотреть на себя сквозь призму искусно воплощенных на сцене персонажей, осознав это в себе, постараться изменить то, что, увы, привносит в нацию смуту и разлад. 2001 год для «Амырана» стал определяющим. Постановлением Правительства РСО-Алания театральная студия была определена как государственное учреждение в структуре Комитета РСО-Алания по делам молодежиь. «С того момента внимаем, поддержкой и всесторонней заботой «Амыран» окружен в полной мере», - говорит Таймураз Лазаров. Почти гамлетовский поиск истины Своеобразной ступенью на тернистом творческом пути развития коллектива стала первая в истории театра премьера полномасштабного двухактового эстрадно-драматического представления «Фыдджын или гамбургер?», спектакля с единой выдержанной сюжетной нитью. Исконно несовместимые по своей сути понятия поставили перед главными героями шоу не столь вопрос выбора, сколь вопрос полного отречения от культурных и нравственных ценностей нашего общества, на протяжении богатой истории выковывавших облик целой нации. Порой тотальный процесс европеизации, преступая каноны национального самосознания, доходит до абсурда и слепого подражания чужой «одежки жизни» в угоду безликой космополитной моде. «Мы вновь акцентируем внимание нашего зрителя на негативных, порой даже злостных явлениях повседневной жизни, где в рутине будней мы не замечаем их пагубного влияния на нравственный облик целой нации и, самое главное, осетинской молодежи, безвозвратно утрачивающей язык, забывающей историю культуры родного народа», - говорит Лазаров. Действие спектакля разворачиваются в преддверии новогодних празднеств в одном из клубов художественной самодеятельности, где по сценарию молодого, но подающего надежды режиссера праздник должен пройти живо, оригинально, но при этом традиционно. Некая же Лидиана Сисиевна, чей образ талантливо воплотил на сцене Георгий Гогичаев, он же и автор сценария самого эстрадно-драматического представления, настойчиво требует «осовременить» новогоднюю программу и приглашает режиссировать американца. Он вносит смуту в процесс работы актерской труппы, а в финальной сцене оказывается демоном - черной половиной, живущей в каждом из нас. «Фыдджын или гамбургер?» - история с большим ироническим подтекстом. Опять яркое, веселое зрелище, опять жизнелюбие, шутки, эксцентризм. Впрочем, это почти сказ - о доброте и зле, коварстве и простоте. Опять - урок жизни, урок нравственности. «А искусство, несомненно, должно быть нравственно в своих корнях, в своей основе, в своей душе», - считает директор театра «Амыран» Аслан Басиев. Сегодня в коллективе трудятся более 30 ребят - студенты и аспиранты. Самое сокровенное желание каждого из них - нести свет в людские сердца через свое творчество. Ближайшая премьера будет приурочена к 60-летию Победы. А в будущем "Амыран" приступит к созданию первого в Осетии профессионального театра сатиры и юмора.
Залина 15-ХетагуроваИз региональной прессы
|