« Назад"Амыран", радость несущий... 04.03.2005 02:01"Тузик, резкий движений ма кае! .. " — в лексиконе публики, хоть сколько-нибудь знакомой с творчеством молодежной студии "Амыран", эта фраза "прижилась" сразу, как только была впервые произнесена со сцены во время премьеры знаменитой и сверхпопулярной (впрочем, и другие недостатком внимания и зрительской любви не страдают) программы "ИРОНизированное шоу". Равно, как и многие другие. А о чем может свидетельствовать частое цитирование и даже возведение в ранг афоризмов фраз из интермедий коллектива? В первую очередь, о неоспоримом признании его деятельности. Причем и на государственном уровне, свидетельство чего — около 80 дипломов и грамот.
"Амыран" вот уже 8 лет, с первого же своего концерта, состоявшегося 7 июля 1997 года, обласкан особо положительным отношением аудитории к себе. И неспроста. Во времена, когда лингвисты, социологи, политологи бьют во все колокола по поводу снижения интереса к родному языку, утраты истинных народных ценностей, коверкания национальных традиций и обычаев, эта студия стала Прометеем (тем самым, отвечая своему "имени", ведь Амыран в одноименной пьесе Е. Бритаева и является аналогом героя древнегреческой мифологии, принесшего людям огонь), давшим обществу то, чего ему не хватало, в чем оно так нуждалось в последнее время — возвращение к своим истокам через призму современности. О том, как родилось такое, бесспорно, уникальное явление в сегодняшнем искусстве РСО-А, как живет и развивается молодежная студия — "проводник" осетинской культуры в молодежную среду, откуда ребята черпают сюжеты и творческие силы — об этом и многом другом в беседе корреспондента "СО" с художественным руководителем театра "Амыран" Таймуразом ЛАЗАРОВЫМ.
– Тамик, расскажи, как все начиналось? На какой почве родился такой самобытный театр, как "Амыран"?
– На почве интереса к родным истокам. В середине 90-х я был председателем комитета молодежи ГГАУ, и наряду с общественной, научной, спортивной работой театральная студия была одним из методов воспитания студентов. С помощью сатиры ребята высвечивали негативное в современном обществе и при этом сами, естественно, приходили к пониманию, "что такое хорошо и что такое плохо" К тому же лучше узнавали родной язык, "практиковались" в нем.
На начальном этапе труппа "Амырана" состояла из лауреатов фестиваля "Студенческая весна". Продолжая "базироваться" в ГГАУ, мы выступали и в других вузах республики с отдельными номерами. Ну а первый наш полноценный концерт "Ангелы" (включавший в себя отрывки из пьес осетинских драматургов), вопреки сложившейся традиции, состоялся не во Владикавказе, а в с. Суадаге — на открытии нового Дома культуры. За лето 1997 года объездили с гастролями, наверное, все районы Северной Осетии, таким образом заявив о себе.
– И заметные изменения с тех пор претерпел коллектив?
– Из первоначального состава остались пять актеров. А в общей сложности через студию прошло более 200 (!) человек. Сейчас в труппе около 30 творческих работников.
– Такой, довольно традиционный, наверное, для тебя вопрос: что ложится в основу ваших выступлений? Иными словами, откуда черпаете сюжеты?
– Сначала, как я уже говорил, использовали произведения осетинских драматургов. Потом стали переводить на национальный язык российских и зарубежных авторов. Но вот уже лет 5 как мы сами пишем сценарии. И материал берется обычно из реальной жизни. Наблюдаем, включаем элементы народного юмора, создаем картинки "с натуры". Ставим перед собой задачу — обратить внимание на все приметы нашей жизни, хорошие и плохие, но через юмор и сатиру.
– То, на каком уровне проходят ваши программы, уже убеждает: каждая премьера — результат большого труда...
– Без ложной скромности скажу: это так. Ежедневные репетиции (порой и в выходные приходится работать) с 15 часов, а там как получится (часто дело затягивается до позднего вечера.
"С кавээнщиками не соперничаем... "
– Помнится, пару лет назад у вас родилась идея проводить КВН на осетинском языке...
– Да. Мы хотели таким образом пробудить в молодежи способность мыслить на родном языке и в национальном же направлении шутить. Но сейчас, думаю, в этом уже нет необходимости: наши кавээнщики уделяют "народной" теме достаточное внимание.
– Кстати, о взаимоотношениях студии "Амыран" и Государственного театра КВН... Вы, наверное, соперничаете?
– Да я бы не сказал. Скорее даже в каком-то смысле сотрудничаем. Обмениваемся опытом, советуемся, показываем друг другу номера из готовящихся программ. Да и "вотчина" у нас с ними одна — Дворец молодежи. К тому же и "Амыран", и КВН в нашей республике на недостаток внимания со стороны публики просто не имеют права жаловаться. Ведь в творческом плане мы занимаем все-таки разные ниши. Так что в любом случае у нас и кавээнщиков, как говорится, добрососедские отношения.
-А вот другая ваша задумка-словарь "специальных" осетинских терминов — в числе остальных удачных идей очень уж полюбилась почитателям вашего творчества. Продолжаете его вести?
– Конечно! Отрадно, что и сами зрители нередко пополняют словарь новыми "терминами".. А нам самим как интересно давать иносказательное толкование известным, казалось бы, лексемам!
– Например...
- "Белка" у нас расшифровывается как "маленькая лопата", "дамка" — сплетница, "шантрапа" — дорога в винный погреб, "соус" — североосетинская женщина, "тафто-логия" — наука о запахах, "видеокассета" — кинотеатр в Дигоре, "исток" — возглас жителей Южной Осетии при подаче электричества...
"Выходим на более профессиональный уровень..."
– На взгляд художественного руководителя, какие номера "Амырана" наиболее удачны, а какие — не особо?
– Как говорится, на вкус и цвет товарищей нет. Да и, наверное, довольно сложно будет разграничить номера всех семи наших программ не удачные и не очень: в каждой — своя изюминка и сравнивать их, думаю, смысла особого нет. Другое дело, знаю точно, зритель любит ненавязчивый, легкий юмор, когда можно отвлечься от повседневных проблем и просто посмеяться от души. И это понятно, и мы рады, что нам удается развеселить людей, что наши концерты поднимают им настроение. Но это — на первый взгляд. Лично я отдаю предпочтение номерам со смысловой нагрузкой, наталкивающим на размышления о нравственности, об искривлениях в нашей морали. В этом плане, на мой взгляд, творческим успехом "Амырана" можно считать последнюю постановку "Фыдджын или гамбургер? ". В общем, моему творческому мировоззрению отвечает больше сатира. Но и зрителям она интересна. Продиктовано это, видимо, тем, что в обществе сейчас немало наболевших вопросов, затрагиваемых и нами.
– Тамик, каким образом происходит пополнение труппы "Амырана"? В последних концертах было задействовано немало новых лиц...
– Все приходят сами. И надо отметить, сейчас коллектив состоит отнюдь не только из студентов ГГАУ. Но, повторюсь, режим работы у нас очень жесткий, и не все его в силу различных причин могут соблюдать. Происходит естественный отбор, и, в основном, ребята уходят из коллектива по собственному желанию.
– Ну а есть ли у "амырановской" молодежи стимул заниматься театральным творчеством?
– Вот уже два года как студия находится на государственном бюджете, ребята получают зарплату не скажу, что в течение шести лет предшествовавших этому, наши актеры работали с меньшей самоотдачей. Вероятно, главную роль здесь играет их желание выход на сцену, радовать зрителя, выразить то, что есть в сердце...
Кроме того, пятеро ребят из става "Амырана" отучились режиссерских курсах при Министерстве культуры России.
– А что в планах коллектива? Готовится ли новая программа, чем собираетесь побаловать своих поклонников?
– На 8-е Марта покажем прошлогоднюю программу, посвященную женщинам "Ах, женщин! Ох, женщины! Ух!". Пока в ходу и старые наши программы, значит и к ним будем возвращаться, планах дать концерт к 9 Мая надеемся к осени презентовать очередную премьеру...
– ... в которой мы снова встретимся с яркими, харизматичными образами, воссозданными актерами "Амырана" Георгием Гогичаевым, Дзамбулатом Сиковым, Викой Булацевой, Русланом Гозюмовым, Астемиром Черткоевым, Батразом Фарниевым, Рустамом Цуциевым, 3ауром Кануковым и другими талантами, открытыми студией...
– Обязательно!
– Ну что ж, ждем новой встречи с "несущим огонь"! А читателям советуем: "... резкий движений ма каэ", а то станете объектом точной и едкой иронии "Амырана"! Д. Ревазова Источник: Северная Осетия (Владикавказ)
|