23 июня во Владикавказском городском молодежном центре им. К.Л. Хетагурова Театральная экспериментальная студия (ТЭС) управления культуры АМС г. Владикавказа представила спектакль "Лейтенант с острова Инишмор" по одноименной пьесе современного английского драматурга Мартина Макдонаха.
Несмотря на только что успокоившуюся стихию - ливень, град и порывистый ветер, движение на улицах Владикавказа парализовано, повалены деревья - в зале был полный аншлаг, Поэтому, перед началом, режиссер спектакля и художественный руководитель ТЭС Руслан Цагараев, обратившись к публике, сказал, что готов запомнить имя каждого кто пришел сюда, чтобы впоследствии иметь возможность перечислять поименно настоящих театралов Владикавказа.
«Лейтенант с острова Инишмор» – эксцентричная пьеса с обилием крови и различного рода ругательств, хотя в этой постановке вся нецензурщина из нее была исключена, даже там, где она прямо просилась. Несмотря на это, на афише было написано 18+, а режиссер перед спектаклем предупредил о наличии нелитературного сленга, на что из зала в ответ поступила реплика "Тогда надо всем выбросить телевизоры".
Стоит отметить, что во Владикавказе уже ставили «Лейтенанта с острова Инишмор». Тогда премьера была в молодежном театре «Шанс» под руководством Изабеллы Каргиновой. Спектакль ставил московский режиссер, решившийся на смелый эксперимент и не отцензурировавший Макдонаха. В результате актеры Русского и Осетинского театров бодро заматерились. Правда, спектакль выдержал всего лишь три закрытых показа. Сложно сказать, почему, но мат явно не стал главной причиной того, что спекталь, прожив недолгую жизнь, ушел в историю.
При единодушной положительной оценке режиссерской и актерских работ, мнения насчет выбора пьесы крайне противоположны, одни считают что герои-отморозки создают у молодой публики "эффект от противного", другие расценивают как "руководство к действию".
По мнению режиссера: «Пьеса в очень острой, порой даже неожиданной форме, говорит об очень важных вещах. Основная задача - на более понятном молодому человеку языке обратить его внимание на острую проблему сегодняшнего дня».