Один из самых неотразимых актёров советского кино Регимантас Адомайтис принимает сегодня поздравления с юбилеем. После своей первой роли в картине Витаутаса Жалакявичюса "Никто не хотел умирать" он вывел на киноэкраны ещё более полусотни персонажей. Сегодня Регимантасу Адомайтису исполняется 80 лет. Рассказывает Алия Шарифуллина.
Это по второму образованию он - актер, первое же научило проверять гармонию алгеброй. Выпускник физмата Регимантас Адомайтис вывел свою формулу успеха: логично решать задачу персонажа, проанализировать характер и его поступки, чтобы даже кинозлодеи стали актеру понятны и чем-то близки.
Опираясь на стереотипы, разрушать их изнутри. И так с каждой ролью - иной, новый взгляд на мир. Его Эдмунд в "Короле Лире", которого принято считать исключительно отрицательным, в картине Григория Козинцева - смелый, темпераментный, неуклонно стремящийся к совершенству. Режиссер фильма вспоминал: "После каждого кадра Адомайтис с трудом приходил в себя, все еще находясь во власти роли".
Иногда для того, чтобы выразить, донести суть, ему даже не нужно слов. Он обладает поразительной способностью молчать… "Актер, которому можно доверять мечтать", - так говорят его коллеги. Спокойный, нордический характер, аристократическая внешность, элегантность и интеллигентность… Он влюблял в себя сразу.
"Регис - потрясающий совершенно, красивый по сердцу, по душе, по уму, по интеллекту, по человечности, по своему одиночеству внутри себя человек. В него можно влюбиться не только женщинам, но и мужчинам. Он - такой романтический герой", - говорит актер, режиссер, сценарист, народный артист РСФСР Николай Губенко.
Карьера сценическая – полувековая. Он был и Калигулой, и королем Миндаугасом. Римас Туминас, с которым Адомайтис работал в Национальном драмтеатре Литвы и Вильнюсском Малом театре, называет его снайпером: этому стрелку важно не просто попасть в поле характера героя, а точно в цель.
"Он мог смешивать своего персонажа с персонажами Достоевского, Толстого. Опирался больше на русскую классику, и это звучало, пронзительно звучало. И чувствовался его интеллект, что он несет в себе информацию всей культуры вековой", - отмечает режиссер, художественный руководитель Государственного академического театра им. Е. Вахтангова Римас Туминас.
От такого образа интеллектуала и, даже если злодея, то обязательно обаятельного, сам Регимантас Адомайтис уставал. В жизни скромному ему хотелось в театре и кино хулиганить, быть острым, резким, опасным. По-настоящему свободным все же Адомайтис чувствует себя на сцене. Отмечать свой юбилей он будет здесь же - в Национальном драматическом театре Литвы. Хотя признается, что охотнее сбежал бы на остров.
http://tvkultura.ru
Регимантас Адомайтис
Родился 31 января 1937 года в городе Шяуляй (Литва).
Литовский и советский актер театра и кино.
В 1959 году окончил физико-математический факультет Вильнюсского университета.
В 1962 году окончил актерский факультет Литовской государственной консерватории.
Работал в Капсукасском (Мариямпольском) драмтеатре (1962-1963) и Каунасском драматическом театре (1963-1967).
С 1967 года — актер Национального академического драматического театра Литовской республики.
Заслуженный артист Литовской ССР (1973).
Народный артист Литовской ССР (1979).
Народный артист СССР (1985).
Жена - литовская советская актриса и певица Эугения Байорите (1941-2011).
Дети - Витаутас (род. 1972), Гедиминас (род. 1977, стал актером, снимается в кино), Миндаугас (род. 1980).
Франц - «Отшельники Альтоны» Ж. П. Сартра, 1968;
Миндаугаса - «Миндаугас» Ю. Марцинкявичюса, 1969;
Джордж - «Мыши и люди» Д. Стейнбека, 1966;
Мажвидас - «Мажвидас» Ю. Марцинкявичюса;
Эдгар - «Играем Стриндберга» Ф. Дюренмата, 1974;
Боркман - «Юн Габриэль Боркман» Г. Ибсена, 1981;
Калигула - «Калигула» А. Камю, 1983;
Сер - «Костюмер» А. Гарвуда, 1996.
Гриша - «Перед ужином» В. Розова, 1963);
Жигус - «Солнце и столб» К. Сая, 1963;
Арманд - «Дама с камелиями» А. Дюма, 1964);
Албанис - «Король Лир» У. Шекспира, 1964);
Ионас - «Студенческая новелла» Р. Самулявичюс, 1965;
Аугустас - «Называй меня матерью» Д. Урневичюте, 1965;
Алеша - «Униженные и оскорбленные» Ф. М. Достоевского, 1966;
Вишинскис - «Жемайте» К. Инчюра, 1967;
Вольтер - «Цена» А. Миллера, 1970;
Грегор - «Средство Макропулоса» К. Чапека, 1973;
Исабек - «Фудзияма» Ч. Айтматова, 1974;
Собескис - «Казимерас Сапега» Б. Сруога, 1979;
Густав Шаузели - «Остров нищих» К. Сая, 1980;
Марчюс - «Под летним небом» В. Бубниса, 1983;
Людвиг Великий - «Мольер» М. Булгакова, 1984;
Утенок - «Крест Утенка» П. Трейниса, 1984
Национальная премия ГДР (1981)
Лауреат Государственной премии Литовской ССР (1982)
Командорский крест ордена Великого князя Литовского Гядиминаса (1997)
Большой командорский крест ордена «За заслуги перед Литвой» (2012)
Почётный знак Министерства культуры Литвы «Неси свой свет и верь» (2012) — за идеи и инициативы в области культуры
Медаль Независимости Литвы (2000)
КФ республик Прибалтики, Белоруссии и Молдавии (1968, Премия за лучшую мужскую роль, фильм «Игра вторая (в к/а Игры взрослых людей)»)
КФ республик Прибалтики, Белоруссии и Молдавии (1968, Премия за лучшую мужскую роль, фильм «Игра первая (в к/а Игры взрослых людей)»)
КФ республик Прибалтики, Белоруссии и Молдавии (1968, Премия за лучшую мужскую роль, фильм «Сергей Лазо»)
http://www.kino-teatr.ru