Олегу Стриженову часто говорили, что он похож на французского актера Жерара Филипа, на что он только посмеивался. Он считал, что внешность еще ни о чем не говорит – можно быть похожим на кого угодно, но иметь русский менталитет и русский характер. Звезда актера ярко зажглась в 50-е годы прошлого века, и не померкла до настоящего времени. Сейчас Стриженов уже не выходит на съемочную площадку, но это не значит, что актера забыли. Фильмы с его участием до сих пор смотрят его поклонники, наслаждаясь игрой великого мастера.
Актер Олег Стриженов буквально ворвался в кинематограф, и стал популярным после первых же ролей в картинах «Овод» и «Сорок первый».
Детство и юность
Родился Олег Стриженов на Дальнем востоке в городе Благовещенск-на-Амуре 10 августа 1929 года. Отец Александр Николаевич был кадровым военным, принимавшим участие в Гражданской и Великой Отечественной войне, был награжден боевыми орденами и медалями. Маму звали Ксения Алексеевна, она в свое время училась в Мариинской придворной гимназии им. принцессы Евгении Ольденбургской и в Смольном институте, трудилась преподавателем в школах России и Финляндии. В семье уже подрастали два сына. Старшего звали Борис, он родился в 1919 в первом браке матери. Ушел на фронт, был летчиком-истребителем и геройски погиб в 1942-м под Сталинградом. В 1925-м родился средний сын Глеб, который тоже стал актером.
В 1935 году семья Стриженовых поселилась в Москве. Когда началась война отец и Борис ушли воевать, Глеб не проходил по возрасту, но приписал себе несколько лет и тоже был призван в армию. Для него война закончилась очень быстро – парень получил тяжелое ранение в первом же бою, и после выписки из госпиталя был комиссован в тыл.
До войны Олег очень хорошо учился в школе, прилежно выполнял все задания. Учителя заметили, что мальчик очень одаренный и разноплановый. У него была отличная дикция, он декламировал стихи и читал прозу, красиво рисовал. Олег много времени уделяет живописи, стараясь вникнуть во все тонкости этого ремесла. В будущем мальчик видел себя художником.
Детские мечты перечеркнула война, и двенадцатилетнему мальчишке пришлось бросить все, что он любил, и устроиться на работу. Олега приняли в Научно-исследовательский кинофотоинститут на должность механика, в цех, где обрабатывали пленку.
После парень поступил в Театральное художественно-техническое училище, получил профессию кинотехника. После войны Олега Стриженова наградили медалью за доблестный труд.
Олег Стриженов несколько лет был непосредственно связан с искусством, поэтому начал задумываться о том, чтобы связать свою биографию с актерским ремеслом. Он выбрал театральное училище им.Щукина, успешно сдал экзамены и пополнил ряды студентов этого вуза.
В 1953-м Олег стал выпускником этого училища и получил распределение в Таллин. Но на сцене русского драматического театра он блистал на протяжении одного сезона, а потом уехал в Ленинград. В Северной столице молодой актер вошел в труппу театра им.Пушкина, в котором проработал два года. После этого Стриженов уехал в Москву, и с 1957 года начал работать в театре-студии киноактера. Во МХАТ актер перешел в 1963-м и проработал до 1976-го. Затем снова вернулся на сцену Театра-студии киноактера.
Фильмы
Выходя на сцену театра, Олег Стриженов чувствовал неудержимое влечение к кинематографу. Поэтому, когда его позвали сниматься, с радостью согласился. Дебютировал в картине «Спортивная честь», где ему дали совершенно незначительную роль болельщика в одном из эпизодов. А после этого карьера актера резко пошла вверх.
Сразу ему дали роли в картинах «Овод» и «Мексиканец», потом был фильм «Сорок первый» и буквально следом за этим работа в советско-индийском проекте «Хождение за три моря». После проката этих фильмов, актер стал невероятно популярным и востребованным. В глазах режиссеров и зрителей он стал настоящим романтическим героем.
Олега все чаще приглашают участвовать в экранизации классических произведений. Он снялся в «Белых ночах» по Достоевскому, «Капитанской дочке» и «Пиковой даме», «Северной повести» по Паустовскому и многих других. Стриженову предложили также работу в биографических проектах, причем он играл главные роли. Его героем стал композитор Чайковский, пилот Уточкин и Герой Советского Союза Л.Маневич.
В фильмографии актера Стриженова много места занимают фильмы о войне, которая не обошла стороной его семью. Олег актер разноплановый, потому параллельно с фильмами на военную тематику снимается в исторических картинах и даже фантастике.
Карьера Олега Стриженова в кинематографе приостановилась еще до начала 90-х. Последней работой того периода стала картина «Оглашению не подлежит», где его герой князь Ухтомский. По сюжету фильма действие происходит в 1921-м.
Возвращение в кинематограф состоялось только в новом веке, но было не таким триумфальным, как хотелось бы. В это время Стриженов снялся только в двух новых фильмах – «Вместо меня», где его партнером стал актер Сергей Безруков, и «Пять звезд», в тандеме с Ольгой Погодиной. Вторая картина вышла только через 5 лет после первой. В обеих проектах актеру достались главные роли, это уже стало его принципом – или играть ключевого персонажа, или не играть вообще.
В 2009 году Олега Стриженова наградили «Золотым орлом», тем самым признав его заслуги в развитии отечественного кинематографа.
Личная жизнь
В личной жизни актера было три официальных брака. Первой женой актера стала Марианна, партнерша по фильму «Овод», в котором сыграла одну из главных ролей. Они прожили в браке двенадцать лет, стали родителями дочери Натальи, которая продолжила славную семейную династию актеров. Наталья ушла из жизни очень молодой, ей было всего 45. Это случилось в 2003 году. Практически следом за ней ушла из жизни и Марианна. У Натальи осталась дочь по имени Александра, которая стала средней внучкой актера Стриженова.
Второй раз Олег Стриженов женился на Любови Лифенцовой-Земляникиной. Их знакомство состоялось во МХАТе. В этом браке родился сын Александр, который стал актером и телеведущим. Семья просуществовала всего 6 лет, а потом начались взаимные претензии и обиды, которые и стали причиной развода. Любовь Стриженова ушла в монастырь в 2008-м, и приняла постриг, отрекшись от всего земного.
Сын Стриженова Александр тоже стал актером. Он учился во МХАТе, работает в в театре им.Чехова и снимается в кино. Ведет телевизионные программы «Доброе утро» и «Добрый день».
Александр женился на актрисе Екатерине Токмань, которая больше известна, как Стриженова. В 1988-м у них родилась дочка Анастасия, в 2000-м еще одна дочка Александра. Олег Стриженов уже прадедушка, в 2018-м у Анастасии родился сын Петр.
Третьей супругой Олега Стриженова стала Лионелла Пырьева(Скирда), вдова Ивана Пырьева. Их знакомство состоялось в далекие 70-е. Отношения начались только через много лет, а официальными супругами стали в 1976-м. Они прожили в браке более сорока лет, но сумели сохранить любовь и нежные чувства друг к другу. Детей у Стриженова в этом браке нет, но супругам не приходится скучать – они связаны тесными узами с сыном Александром и его семьей, часто встречаются, проводят вместе много времени, помогают с детьми.
Стриженов сегодня
Имя Олега Стриженова упоминается в последнее время в связи с его внучкой от первого брака – Александрой Холошиной. Она стала участницей шоу «Говорим и показываем», в котором рассказала о своем суррогатном материнстве. Зрители узнали, что Александра решилась на это, подписала договор, но заказчики отказались от детей после их рождения. Холошина не захотела оставлять двойню себе и написала отказ от них. Детей почти сразу забрали в приемную семью, а Александра сказала журналистам, что никогда не чувствовала их родными, потому что собиралась рожать на заказ.
В 2017-м в прессе снова упоминалось имя Олега Стриженова, и опять с подачи его внучки Александры Холошиной. Женщина пожаловалась на родственников – деда, дядю с семьей, обвинив их в том, что они не желают с ней общаться, из-за ее непопулярности и не публичности.
Александра рассказала, что потеряла ребенка из-за стресса, вызванного таким отношением родственников, хотя собиралась его родить любимому человеку. Холошина пожаловалась, что ни дедушка, ни дядя ее не поддерживают. Первым нарушил молчание Александр Стриженов, который рассказал о причине такого поведения семьи по отношению к Александре. Дело в том, что много лет назад девушка сама рассорилась с собственным дедом, публично оскорбила его и сказала, что больше не желает знать ни его, ни других родственников.
Олег Стриженов не общается с журналистами. Предпочитает проводить время со своей семьей и у мольберта, потому что как и раньше увлекается живописью.
https://biographe.ru/znamenitosti/oleg-strizhanov/
Творчество
Роли в театре
Государственный русский театр драмы (Таллин, Эстонская ССР)
- «Беспокойный характер» Л. Н. Рахманова — очеркист Груздь
- «Над Днепром» А. Е. Корнейчука — Нетудыхата
- «Без вины виноватые» А. Н. Островского — Незнамов
МХАТ СССР имени М. Горького
- 1964 — «Егор Булычов и другие» М. Горького — Степан Тятин
- 1964 — «Мария Стюарт» Ф. Шиллера — Мортимер
- 1967 — «Без вины виноватые» А. Н. Островского — Незнамов
- 1968 — «Три сестры» А. П. Чехова — барон Тузенбах
- 1968 — «Чайка» А. П. Чехова — Треплёв
- 1973 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Глумов
- 1975 — «Медная бабушка» Л. Г. Зорина — император Николай I
Государственный театр киноактёра
- «Сергей Есенин» — чтецкая программа
- «Анна Снегина», сценическая композиция — Сергей Есенин
- «Маскарад», сценическая композиция — Арбенин
- «Широкая масленица», инсценировка — Егор Иваныч
Телеспектакли
- 1963 — «Рассказ о первой любви» — Капитан
- 1971 — «Двадцать лет спустя» — Атос
- 1974 — «Чайка» — Треплёв
Дом звукозаписи — Государственное радио (Золотой фонд)
- «Три мушкетёра», инсценировка — д’Артаньян
- «Дон Карлос», радиоспектакль — Дон Карлос
- «Тропою грома», радиоспектакль — Том
- «Спартак», радиокомпозиция — Спартак
- «Третье купе», радиоспектакль — Сергей Есенин
- «Анна Снегина», радиокомпозиция — Сергей Есенин
- «Жорж Санд», радиоспектакль — Шопен
- «Ференц Лист», радиоспектакль — Лист
- «Маскарад», радиоспектакль — Арбенин
- «Егор Булычов и другие», спектакль МХАТ — Тятин
- «Без вины виноватые», спектакль МХАТ — Незнамов
- «Чайка», спектакль МХАТ — Треплёв
- «Письмо матери», «Ответ», «Чёрный человек» — Сергей Есенин
- 1968 — «Айвенго», радиоспектакль — Айвенго
Роли в кино
Озвучивание
- 1959 — Эхо — Янис (роль В. Я. Зандбергса)
- 1980 — Через тернии к звёздам — Глан (роль Г. А. Стриженова) (озвучание новой версии))
- 1994 — Легенда горы Тбау
Участие в фильмах
- 1959 — Звёзды встречаются в Москве (документальный)
- 1974 — Мир Николая Симонова (документальный)