Мольер (настоящее имя - Жан Батист Поклен) - выдающийся французский комедиограф, театральный деятель, актер, реформатор сценического искусства, создатель классической комедии - родился в Париже. Известно, что крестили его 15 января 1622 г. Отец его был королевским обойщиком и камердинером, семья жила весьма обеспеченно. С 1636 г. Жан Батист получал образование в престижном учебном заведении - иезуитском Клермонском колледже, в 1639 г. по его окончании стал лиценциатом прав, однако труду ремесленника или юриста предпочел театр.
В 1643 г. Мольер выступает организатором «Блистательного театра». Первое документальное упоминание его псевдонима относится к январю 1644 г. Дела у труппы, несмотря на название, шли далеко не блестяще, из-за долгов в 1645 г. Мольер даже дважды сидел в тюрьме, и актерам пришлось уехать из столицы, чтобы гастролировать по провинциям на протяжении двенадцати лет. Из-за проблем с репертуаром «Блистательного театра» Жан Батист сам начал сочинять пьесы. Этот период его биографии послужил прекрасной школой жизни, превратив его в отличного режиссера и актера, опытного администратора, и подготовил к будущим громким успехам в амплуа драматурга.
Возвратившаяся в 1656 г. в столицу труппа показала в Королевском театре спектакль «Влюбленный доктор» по пьесе Мольера Людовику XIV, который пришел от нее восторг. После этого труппа играла до 1661 г. в предоставленном монархом придворном театре Пти-Бурбон (впоследствии до смерти комедиографа местом ее работы был театр Пале-Рояль). Комедия «Смешные жеманницы», поставленная в 1659 г., стала первым успехом у широкой общественности.
После того как положение Мольера в Париже утвердилось, начинается период интенсивной драматургической, режиссерской работы, который продлится до самой смерти. В течение полутора десятков лет (1658-1673) Мольер писал пьесы, которые считаются лучшими в его творческом наследии. Поворотным пунктом стали комедии «Школа мужей» (1661) и «Школа жен» (1662), которые демонстрируют уход автора от фарса и его обращение к социально-психологическим комедиям воспитания.
У публики пьесы Мольера пользовались ошеломительным успехом за редкими исключениями - когда произведения становились объектом суровой критики отдельных социальных групп, которые относились к автору враждебно. Связано это было с тем, что Мольер, ранее почти не прибегавший к социальной сатире, в зрелых сочинениях создавал образы представителей высших слоев общества, обрушиваясь на их пороки со всей мощью своего таланта. В частности, после появления в 1663 г. «Тартюфа» в обществе разразился громкий скандал. Влиятельное «Общество святых даров» запретило пьесу. И только в 1669 г., когда между Людовиком XIV и Церковью наступило примирение, комедия увидела свет, при этом за первый год спектакль демонстрировали более 60 раз. Постановка в 1663 г. «Дон Жуана» тоже вызвала огромный резонанс, но стараниями неприятелей творение Мольера больше при его жизни не ставилось.
По мере того как росла его известность, он становился все ближе к двору и все чаще ставил пьесы, специально приуроченные к придворным праздникам, превращая их в грандиозные шоу. Драматург выступил основателем особого театрального жанра – комедии-балета.
В феврале 1673 г. труппа Мольера поставила «Мнимого больного», в котором он играл главную роль, невзирая на мучивший его недуг (вероятнее всего, страдал туберкулезом). Прямо на представлении он лишился сознания и в ночь с 17 на 18 февраля умер без исповеди и покаяния. Похороны по религиозным канонам состоялись только благодаря ходатайству его вдовы перед монархом. Чтобы не разразился скандал, хоронили выдающегося драматурга ночью.
Мольеру принадлежит заслуга создания жанра классицистской комедии. В одном только «Комедии Франсез» по пьесам Жана Батиста Поклена было показано более тридцати тысяч спектаклей. До сих пор его бессмертные комедии - «Мещанин во дворянстве», «Скупой», «Мизантроп», «Школа жен», «Мнимый больной», «Проделки Скапена» и мн. др. - входят в репертуар различных театров мира, не потеряв актуальности и вызывая аплодисменты.
Источник: http://www.wisdoms.ru/avt/b156.html
«В ОСЕТИИ ОТКРЫЛИ МОЛЬЕРА!»
Маирбек Цаликов
из очерка "О товарищах и о себе вспоминаю"
"...В том году (1946 - прим. ред.) проходил Всероссийский смотр творческой молодежи, и мы тоже включились в эту кампанию. Я начал ставить «Жорж Данден» Мольера. Художественное руководство удовлетворило мое желание и поручило мне постановку. Это была моя первая встреча с Мольером.
Встал вопрос, какая разница между Гольдони и Мольером. Тот комедиограф, и второй не менее яркий комедиограф. Но! Работая сначала над переводом, потом над постановкой, я пришел к выводу, что, несмотря на многие точки соприкосновения, есть между ними и существенное различие. Если Гольдони ближе комедии «дельарте», то Мольер – более аристократичен. И от этого мы начали исходить в подходе к материалу.
Ну, что сказать об этой работе? Одно скажу, я с большой радостью вспоминаю эту работу нашего коллектива. Вообще все участники спектакля, кроме актрисы А.А. Дзукаевой и актера В.Д. Баллаева, составляли молодежь нашего театра, воспитанную нами в театральной студии. Жоржа Дандена играл Юрий Мерденов, Анжелику – А.А. Дзукаева и Берта Икаева, господина де Сотанвиля – Коста Сланов, госпожу де Сотанвиль – Ольга Булацева, Клитандра – Беслан Хадарцев и Руслан Гудиев, Клодину – Зоя Кочисова, Любена – Николай Саламов, Колена – Руслан Гудиев и Борис Хадарцев. Художником был Ю.П. Федоров, музыкальное оформление – А.А. Поляниченко.
Мы много думали над постановкой, над трактовкой ролей, над подходом к материалу, над тем, что мы хотим сказать этим спектаклем. И вообще, что это такое? Комедия, фарс? Да, для нас это комедия «на чужого коня не садись». А вот для Дандена это не комедия. Жена его – аристократка, она пренебрегает своим мужем более низкого происхождения. Ее любит аристократ Клитандр, который также не очень считается с простоватым крестьянином – Жоржем Данденом и вполне допускает возможность довольно откровенного ухаживания за его женой. Поэтому он совершенно бесцеремонно организовывает под балконом Анжелики «карнавал» – танцы и песни в честь нее.
С этих бурных танцев мы и решили начинать спектакль. Должен сказать, что Александр Александрович Поляниченко очень удачно подобрал соответствующую интересную музыку. У нас еще при закрытом занавесе с взрывом громкой веселой музыки, обгоняя друг друга, с хохотом по авансцене проносятся десятки молодых людей в масках. Затем открывается занавес, и мы видим всю сцену в движении. Танцуют все одновременно. Анжелика стоит на балконе, а Клитандр, стоя напротив, приветствует ее, они живо общаются через головы танцующих. В самом разгаре танцев появляется Жорж Данден и останавливается в глубине двора на возвышенности. Музыка обрывается. И вся людская масса бесшумно растаяла. Клитандр спокойно спускается, молча снимает шляпу, с глубоким поклоном приветствует онемевшего Дандена и с таким же наглым спокойствием удаляется. А Данден долго стоит и… Вот теперь, на наш взгляд, зритель заинтересуется первым монологом героя, раскрывающего свою озабоченность, причину своего унижения…
Это был ключ к раскрытию всей комедии. И завершался спектакль также с участием этой веселящейся массы. Теперь все они были без масок, но все с зажженными фонарями. Перед этим сцена оставалась темной. Данден со своим фонарем блуждал по темным углам сцены и, когда его покинули силы, опускался на землю, вот тут-то со всех сторон появлялись в темноте эти фонари в руках массы людей, которые начинали петь и танцевать вокруг Дандена, подбадривая его и вселяя своими песнями веру в хорошее.
Спектакль получился на редкость глубоким, человечным, ярким и жизнерадостным. Известный шекспировед, профессор Михаил Михайлович Морозов после просмотра нашего спектакля воскликнул: "В Осетии открыли Мольера!" И, позабыв своего Шекспира, он с 1947 года, как увидел наш спектакль на заключительном туре Всероссийского смотра театральной молодежи в Москве, так до конца своих дней неустанно твердил это.
И в этой удаче режиссера главным было правильное распределение и трактовка ролей. Это было точное попадание. Во-первых, Юрий Мерденов создал убедительный и живой образ человека именно от земли. Образ простого, доверчивого, душевного угловатого увальня. Его жена Анжелика в исполнении Анны Александровны Дзукаевой была симпатичной, милой и женственной, некрикливой, гордой аристократкой. Ее высокомерное отношение к мужу в силу ее высокого происхождения было само собой разумеющимся. Вторая исполнительница этой роли – молодая в то время актриса Икаева Берта – была более угловатой, напряженной, но такой же обаятельной и искренней. В коллективе ее работу оценили как удачную и полезную для нее.
Знаменитая пара стариков де Сотанвиль: он – маленький, сухой, щупленький, желчный старик, от былой роскоши которого остался только сюртук, висящий на нем, как на вешалке; она – высокая, худая, чванливая госпожа – все, что осталось от ее былой роскоши. Мы решали их образы как лишнюю, вынужденную ношу на плечах Дандена. И поэтому в сценке, когда де Сотанвиль, поскользнувшись, падал и Данден ловил его, и старик, как старый плащ, повисал в руках зятя, как какое-то неживое существо, в зрительном зале стоял гомерический смех. А Данден растерянно оглядывался вокруг, не зная, что с ним делать. Это было образное решение (если так можно сказать) социальной темы.
За ними возникает Клитандр – футляр без содержимого, красивый росток без почвы, фат, который хватается за прошлое и живет славой предков. Такой образ создали Беслан Хадарцев и Руслан Гудиев. Эти же актеры по очереди играли роль слуги Дандена Колена, которая была почти без слов. Но они так здорово сочинили этот образ, что ему и не надо было никаких слов, он было плодом их актерской фантазии.
И, наконец, ударная пара нашего спектакля: это Любен, слуга Клитандра и служанка в доме Дандена – Клодина. В этих ролях блеснули Зоя Кочисова и Николай Саламов... Должен с гордостью сказать, что за эту работу в 1947 году он получил в Москве самую высокую оценку.
Вторая незаурядная удача нашего театра – это Клодина в исполнении молодой в то время Зои Кочисовой... Зоя – это образец того, как надо относиться к театру, к своему труду и как надо любить в себе театр! Не могу не вспомнить очередной полет нашей фантазии. Мы придумали, что под лестницей у соседа, живущего напротив Дандена, лежало несколько пустых бочек, которые обыгрывались все время на протяжении всего спектакля. На этих бочках то танцевали, то влезали внутрь… Представьте. Ночь. Данден подходит к дому с улицы, и ему показалось, что у жены кто-то есть. Он пытается заглянуть в окно второго этажа с разных точек, но… Тогда он ставит несколько бочек одну на другую, взбирается на них и заглядывает в окно. В это время вдруг появляется с фонарями чета господ де Сотанвиль, и Данден, заметив их, прячется внутрь верхней бочки. Ну и так далее. Вряд ли нужно описывать реакцию зрительного зала.
Премьера состоялась 26 января 1946 года.
Благодаря этому спектаклю, наш театр был приглашен в Москву на заключительный тур смотра.
Прекрасное время переживал тогда театр! Нет, дорогие потомки, тут есть, что вспомнить и чему поучиться.
Дарьял, 2013, №4
Высказывания, цитаты и афоризмы Мольера
• Коль жены думают лишь о своих мужьях,
Им вовсе ни к чему рядиться в пух и прах.
• Коль нанесли тебе сердечную обиду,
Плати забвением — так гордость нам велит;
Не можешь позабыть — тогда хоть сделай вид,
Не унижай себя.
• Красавица все может себе позволить, красавице все можно простить.
• Крепнет нравственность, когда дряхлеет плоть.
• Кто время выиграл — все выиграл в итоге.
• Знатное происхождение без добродетели — ничто. Славе наших предков мы сопричастны лишь в той мере, в какой сами стремимся походить на них. Блеск их деяний, что озаряет и нас, налагает на нас обязанность воздавать им такую же честь, идти по их стопам и не изменять их добродетели, если мы хотим считаться их истинными потомками.
• Как приятно знать, что ты что-то узнал!
• Когда веленью чувств готовы мы поддаться,
Стыдливость в том всегда мешает нам признаться.
Умейте ж распознать за холодностью слов
Волнение души и сердца нежный зов.
• Не рассудок управляет любовью.
• От книжной мудрости глупец тупее вдвое.
• От речей дело вперед не двигается. Надо действовать, а не говорить, дела решают спор лучше, чем слова.
• Молодые люди дурно себя ведут чаще всего потому, что отцы их плохо воспитывают.
• Тот, кто хочет обвинять, не вправе торопиться.
• Ученость в дураке несноснее всего.
• Что бы ни говорили, есть в человеке что-то необыкновенное — такое, чего никакие ученые не могут объяснить.
• Мы любим иногда, не ведая о том, а часто бред пустой любовью мы зовем.
• На свете нет лекарств противу клеветы.
Нам надо честно жить и презирать злословье,
А сплетники пускай болтают на здоровье.
• На фимиам не проживешь. Одних похвал человеку недостаточно, ему давай чего-нибудь посущественнее; лучший способ поощрения — это апожить вам что-нибудь в руку.
• Нет ничего более сладостного, чем сломать сопротивление красавицы.
• Подражай людям в их склонностях, следуй их правилам, потворствуй их слабостям, восторгайся каждым их поступком — и делай из них что хочешь; это самый лучший путь, можно смело играть в открытую... Пересаливать не бойся, тут и самый умный человек поймается, как последний дурак, явный вздор, явную нелепость проглотит и не поморщится, если только это кушанье приправлено лестью. Нельзя сказать, чтобы это было честно, но к нужным людям необходимо применяться. Раз другого средства нет, виноват уже не тот, кто льстит, а тот, кто желает, чтобы ему льстили.
• Правдивость не порок.
• Кто всегда уныл, ревнив и мрачен, Того дебют в любви частенько неудачен.
• Кто всякому друг, того я другом не считаю.
• Притворство сплачивает воедино тех, кто связан круговой порукой лицемерия.
• Самое несносное в любви — это спокойствие. Безоблачное счастье может наскучить, в жизни никак нельзя обойтись без приливов и отливов: с препятствиями и любовь разгорается сильней, и наслаждение ценится больше.
• Кто хоть раз в жизни не терял рассудка?
• Кто чересчур насчет рогов опаслив, тот вовсе не женись — другого средства нет.
• Лжеправедники есть, как есть лжехрабрецы. Бахвальством не грешат отважные бойцы, А праведники те, что подают пример нам, Не занимаются кривляньем лицемерным.
• Любовь ревнивца более походит на ненависть.
• Медицина — одно из величайших заблуждений человечества.
• Модные пороки сходят за добродетели.
• Когда говорит человек в мантии и шапочке, всякая галиматья становится ученостью, а всякая глупость — разумной речью.
• Коль девушку ведут неволей под венец, Тут добродетели нередко и конец. Ведь может быть супруг за честь свою спокоен Лишь при условии, что сам любви достоин. И если у мужей растет кой-что на лбу, Пускай винят себя — не жен и не судьбу.
• Кто не знал любви, тот все равно что не жил.
• Добродетель — это первый признак благородства, именам я придаю куда меньше лначения, чем поступкам.
• Дурная жизнь приводит к дурной смерти.
• Женщины больше всего любят, когда на них тратятся.
• Завистники умрут, но зависть — никогда.
• Зарождающееся влечение таит в себе неизъяснимое очарование, вся прелесть любви — в переменах.
• В проступке нет вреда, в огласке только вред.
Смущать соблазном мир — вот грех, и чрезвычайный,
Но не грешно грешить, коль грех окутан тайной.
• Высшее доказательство любви — это подчинение воле того, кого любишь.
• Грамматика повелевает даже царями.
• Бессильна с клеветой бороться добродетель.
• Благоразумие просвещает, а страсть ослепляет.
• В любви притворство очень похоже на правду.
• Сильный удар наносится порокам, когда они выставляются на всеобщее посмеяние. Порицание легко переносят, но насмешку далеко не так. Никто не хочет быть смешным.
• Терять поклонников кокеткам тяжело,
И чтобы вновь привлечь внимание, с годами
Они становятся завзятыми ханжами.
Их страсть — судить людей. И как суров их суд!
Нет, милосердия они не признают.
На совести чужой выискивают пятна,
Но не из добрых чувств — из зависти, понятно.
Злит этих праведниц: зачем доступны нам
Те радости, что им уже не по зубам?
Источник: http://www.wisdoms.ru/pavt/p156_2.html