Христофор Плиев – основатель осетинской оперы
“Как многогранна музыка! Как юно
Она звучит сквозь времени пласты
В сердцах людских затрагивает струны
Любви, печали, памяти, мечты”.
Ирина Волобуева.
Достойным продолжателем творчества первых осетинских композиторов стал Христофор Сосланович Плиев.
Он был участником Великой Отечественной Войны, выпускником композиторского факультета Московской консерватории. Х.С. Плиев вошел в историю осетинской музыки прежде всего, как создатель первой осетинской одноактной оперы “Коста”,первой национальной оперетты “Весенняя песня”, автор оперетт и музыкальных комедий, обошедшие многие театры Советского Союза, первых осетинских эстрадных песен.16 лет композитор возглавляя Северо-Осетинский Союз композиторов. Это было время расцвета творческой организации композиторов. Состоялось много премьер, фестивалей, гастролей и обменных концертов с композиторами других республик.
Опера “Коста” была задумана композитором как памятник великому сыну осетинского народа - поэту, художнику, просветителю деятелю - Коста Хетагурову.
В основу либретто вошли эпизоды из жизни поэта, относящиеся к 1901-1902 годам, когда он возвратился во Владикавказ из Херсонской ссылки. Либретто было написано М.Цагараевым и И.Шаровым. Они создали образ Коста - национального героя и народного защитника. Опера состоит из шести законченных разнохарактерных эпизодов.
В первой картине показаны основные образы: народ, Коста, Мать сирот, князь Дзахсоров. Между Коста и князем завязывается конфликт. Вторая картина называется “Мать сирот”; показывает сцены известного одноименно стихотворения поэта.
Третью картину “Горный аул” можно назвать праздничным скерцо. Народ радостно встречает Коста, вернувшегося на родину из ссылки.
Четвертая картина “День рождения Анны” имеет праздничный, торжественный характер. Завершается опера шестой картиной “Тревога”, в которой звучит Голос земли, хор народного гнева “Додой” (“Горе”) и Коста предрекает наступление новых, лучших времен для Осетии: “Брезжит луч зари на штыках. Час тот придет, верю, придет свобода”.
В арии Коста композитор наиболее ярко раскрывает внутренний мир героя.
Коста погружен в переживания о Родине. Вначале звучит речитатив поэта “Что делать? Долга и беспросветна ночь...” - начинается монолог Коста. Центральный раздел арии “Если бы пел я, как нарт вдохновенный”, - раскрывает светлые надежды и мечты поэта.
Завершается ария призывом Коста: “Дети Осетии, будем, как братья...”. Звучит кульминация всей сцены.
Арию исполнил известный певец Юрий Бацазов.
Первая осетинская опера стала важным событием в развитии музыкально театрального искусства. Премьера оперы состоялась в Москве в 1990 году, в рамках декады осетинского музыкального искусства и литературы. Музыкальным руководителем спектакля была Вероника Дударова.
Христофор Плиев был автором не только первой осетинской оперы “Коста”, оперетты “Весенняя песня, но и создатель замечательных песен.