Вия Артмане: трагическая судьба актрисы и смерть в забвении
Вия Артмане была одной из самых известных советских актрис из Прибалтики. Зрители запомнили ее по ролям в фильмах «Театр», «Родная кровь», «Туманность Андромеды» и «Стрелы Робин Гуда».
В театре ей часто доставались роли королев, и это было вполне объяснимо: выглядела и вела себя актриса и правда царственно. После распада СССР она лишилась всего и последние годы провела в полном забвении и лишениях, и только перед смертью королева советского кино решилась открыть тайны, о которых молчала всю жизнь…
Вия Артмане в фильме *За лебединой стаей облаков*, 1956
Вия Артмане в молодости
Никто из зрителей не догадывался о том, что царственная Вия Артмане на самом деле не была голубых кровей, она родилась в крестьянской семье в деревне и в детстве была пастушкой. Ей пришлось начать работать с 10 лет, чтобы помочь матери, – отец девочки погиб за 4 месяца до ее рождения в результате несчастного случая, мать батрачила у зажиточных крестьян. Затем они перебрались в Ригу, где мать работала уборщицей, а дочь ей помогала. Конечно, девочка мечтала о другом будущем. С юности она увлекалась танцами и театром и мечтала о том, чтобы выступать на сцене. Несмотря на то, что мать не одобряла ее выбор, она поступила в драматическую студию при театре и поменяла свое имя Алида на более звучное – Вия.
Латвийская актриса театра и кино, народная артистка СССР Вия Артмане
Вия Артмане
После окончания учебы Вию приняли в труппу Художественного академического театра, в 27 лет она дебютировала в кино. Всесоюзную популярность ей принесла роль в фильме «Родная кровь», где ее партнером по съемочной площадке стал актер Евгений Матвеев. Фильм получил несколько премий на международных кинофестивалях, по результатам опроса журнала «Советский экран» Вию признали лучшей актрисой года, в Латвии она стала настоящей национальной гордостью, ее называли «Мать-Латвия». Евгения Матвеева и Вию Артмане считали одной из самых красивых пар советского кино. Только спустя годы она призналась, что парой они были не только на экране.
Вия Артмане и Евгений Матвеев в фильме *Родная кровь*, 1963
Латвийская актриса театра и кино, народная артистка СССР Вия Артмане
Вия Артмане и Евгений Матвеев в фильме *Родная кровь*, 1963
Новая волна популярности пришла к ней в конце 1970-х гг., когда Вия Артмане сыграла главную роль в фильме «Театр» по роману С. Моэма. О своей героине она говорила: «Джулия близка всем. Такую женщину каждый мужчина хотел бы иметь рядом. Хотя она и негодяйка, но негодяйка очаровательная. Но, прежде всего Джулия — человек очень честный по отношению к себе, к своим недостаткам, и в этом ее прелесть. Она честно анализирует себя, свои проделки, романы, при этом она очень изысканная и, я думаю, ранимая. Она привлекательна, потому что честна. Дай бог каждой женщине быть такой честной».
Латвийская актриса театра и кино, народная артистка СССР Вия Артмане
Вия Артмане
В начале 1980-х гг. актриса продолжала активно сниматься в кино и выступать на театральной сцене. А в начале 1990-х с распадом Союза в ее жизни началась черная полоса. Вия Артмане подверглась гонениям на родине из-за того, что снялась в фильме по русской прозе и одно время была кандидатом в ЦК Компартии Латвии. В театре, которому она посвятила 50 лет своей жизни, больше не находилось для нее ролей, и актриса перешла в Рижский молодежный театр. Новых ролей в кино не предлагали. После принятия закона о реституции власти отняли у нее квартиру и передали потомку бывшего владельца. Актрисе пришлось переехать на дачу в 40 км от Риги. В этом маленьком одноэтажном деревянном домике королева советского кино провела последние 10 лет своей жизни.
Актриса с дочерью Кристианой
Помимо неурядиц в профессиональной жизни, Вии Артмане пришлось пережить еще и личные драмы. На протяжении 27 лет она была женой известного латвийского актера Артура Димитерса, но в этом браке никогда не чувствовала себя счастливой. Она признавалась: «Мой муж – мы играли с ним в одном театре – был очень ревнивым. Потому что был очень грешным, между прочим. Еще до меня. Я была на много лет моложе его. Он не был таким, о каком я мечтала и кого я бы хотела иметь рядом, но я смирилась. Да… Судьба у меня вообще удалась.
Но полностью счастливой я себя никогда не чувствовала. Может быть, потому, что хорошего женского счастья у меня никогда не было. Меня никто не щадил. Кроме мамы. А мужчины рядом не было. Был актер. Отец моих детей. Но любимого, нежного мужчины рядом со мной не было. Могу сказать об этом совершенно откровенно. Бог простит». Несколько раз она задумывалась о разводе, но решила сохранить семью ради двоих детей. После смерти мужа в 1986 г. она осталась одна. Только когда ее дочери исполнилось 30 лет, Вия Артмане раскрыла тайну, о которой знали только они с мужем: настоящий отец Кристианы – актер Евгений Матвеев, с которым у нее случился роман во время съемок в фильме «Родная кровь».
Вия Артмане в фильме *Театр*, 1978
Кадр из фильма *Театр*, 1978
Вия Артмане никогда не жаловалась на судьбу и никому не рассказывала о том, что в последние годы жизни испытывала большие финансовые трудности и оказалась на грани бедности – квартплата в два раза превышала ее пенсию. К тому же актриса тяжело болела, из-за чего должна была бросить любимое дело. Она объясняла: «Я перенесла два больших инсульта и оставила профессию. Отыграла после этого еще несколько сезонов и ушла. Это было необходимо: зритель любит здоровых актеров. Теперь я просто живу, слежу за тем, что происходит вокруг, и радуюсь за молодых».
Вия Артмане в фильме *Театр*, 1978
Латвийская актриса театра и кино, народная артистка СССР Вия Артмане
После третьего инсульта актриса снова оказалась в больнице. Там она и провела последние недели своей жизни. 11 октября 2008 г. 79-летняя Вия Артмане скончалась. Несмотря на все лишения, которые ей довелось пережить, она так и осталась царственной и гордой: «Я не хотела, чтоб от меня осталось грустное впечатление, что я актриса, которую нужно жалеть. Терпеть этого не могу! Перед зрителем актер должен быть всегда на высоте». Такой она и осталась в памяти зрителей.
Последняя роль Вии Артмане – императрица в фильме *Золотой век*, 2003
https://infovzor.ru/vija-artmane-tragicheskaja-sudba-aktrisy-i-smert-v-zabvenii/
Избитая горем, мужем и своей Родиной. Вия Артмане
Царица не сцене, она прожила не очень счастливую жизнь. В конце своего пути признавалась, что главное для нее в жизни – совесть и чистота. В душе, быту, отношениях. Наверное и призналась в своей тайне, чтобы предстать перед Господом без мирских грехов…
Ошибка длиною в жизнь
Как и все девочки, особенно эмоциональные, склонные к фантазии и творчеству, Вия Артмане ждала своего принца на белом коне. Хотела любви, как в фильмах. Но, в жизни получилось совсем иначе.
Ее принц оказался женат. Встретив юную выпускницу драматической школы при Художественном театре, Артур Димитерс, красавиц и сердцеед потерял голову. Настолько, что даже забыл о такой «незначительной» детали – своей официальной семье. Артмане не замечала актера, увлеченная работой. Но Артур был настойчив. Он караулил ее возле выхода из театра, потом провожал до дома, где она жила. Писал записки с объяснениями в любви. Алида (настоящее имя Вии) долго не поддавалась его «танковой атаке». Она мечтала о мужчине, который бы решал ее проблемы, а не создавал их своим присутствием (в то время контроль за нравственностью актеров был очень строгий).
Вия (Алида взяла себе такое звучное имя во время учебы в актерской школе) хотела пройти вместе с будущим любимым «огонь, воду и медные трубы», сохраняя любовь. Но, с Артуром все было не так. Димитерс использовал не только записки, преследовал актрису и даже шантажировал. После нескольких месяцев «любовной осады», крепость пала: Артмане согласилась выйти замуж за Димитерса.
Уже через пару недель актриса пожалела о своем решении. Она поняла, что создать семью с Артуром было страшной ошибкой. Стали проявляться черты, которые пугали актрису. Ревность – признак либо бессилия и заниженной самооценки, либо попытка полностью управлять жизнью любимого человека. Хотя…о какой любви можно говорить, если мужчина делает больно любимой?
Артур ревновал Вию, как говорится, к «каждому столбу». Следом шли придирки, ссоры и злые, несправедливые упрёки. Только вначале верилось пословице: «Ревнует, значит, любит». Потом, ссоры переросли в простую ругань и злобу. Кричали так, что стекла дрожали в квартире. Со временем это надоедало до смерти. Вия долго терпела и всё ждала, когда же муж наконец-то остепенится.
Как и любая женщина, она считала, что рождение ребенка прекратит приступы ревности и уберет ссоры из семьи. Вия родила сына. Для женщины – это повод терпеть неурядицы в семье. Для мужчины – только лишний раздражитель. Так и случилось. Сын не тронул сердце супруга.
Иногда актрисе хотелось все бросить и уйти, как когда-то сделала ее мама. Но теперь есть сын. И как он будет расти без отца? Терпение переросло в самоотречение. Артмане жертвовала всем ради семьи и детей. В то время, как Артур не хотел помочь ни в чем, уделяя время только работе и собственным интересам, Вии приходилось мотаться из Риги в деревню. Она успевала приготовить обед для семьи, постирать и прибраться в доме. А ведь репетиции и спектакли никто не отменял.
Кроме того, каждый кинорежиссер старался сделать все, чтобы только заполучить согласие актрисы сняться в его фильме. И вот, ее пригласили на роль простой женщины, Сони, матери троих детей, потерявшей поддержку мужа и работающей паромщиком.
Встреча, перевернувшая жизнь
С исполнителем роли солдата Евгением Матвеевым Вия встретилась уже на съемочной площадке. Перед ней стоял замкнутый и угрюмый человек с тяжелым взглядом. Но первое впечатление оказалось обманчивым. Играя с ним невероятную любовь на экране, Вия не могла оставить без внимания тот огонь, который горел в душе актера. Матвеев оказался пылким и страстным, нежным, внимательным и надежным. Сыгранные образы получились настолько живыми и реальными, что людская молва их поженила сразу после выхода фильма в прокат.
Муж был в ярости. Ссора переросла в жуткий скандал. Муж в чем только не обвинял супругу. Уж очень роль была правдоподобной. Так сыграть можно только тогда, когда любишь. Это Артур хорошо знал. Вия терпела все нападки и оскорбления: чувствовала себя виноватой, ведь муж говорил правду.
У Матвеева в то время была жена и двое детей. Семьи рушить они не решились и не могли. Так и осталась тайна их отношений неразгаданной вплоть до смерти Вии. И только когда она уже почувствовала, что конец близок, призналась своей дочери:
- Твой настоящий отец – Евгений Матвеев...
Последняя встреча двух родных сердец
Матвеев не забыл свою партнершу по фильму. Да и как ее можно было забыть? В трудных ситуациях он старался подставить Вие свое мужское плечо. Поздравлял с днем рождения, предложил поселиться на его даче, когда актрису выгнали из собственной квартиры. И вот, в Москве, на юбилее Артмане (ей исполнилось 70), они встретились.
Море цветов было тогда у ног актрисы. Матвеев, худой и измученный болезнью, шел через весь зал. Вия не ожидала его тут встретить, ведь у него был рак. В глазах актера сверкал огонь страсти и любви. Они обнялись и долго стояли так. Не могли оторваться друг от друга, как будто чувствовали: встреча была последней. Родная кровь…
Упреки, потеря жилья и завещание
Вия Артмане пережила многое в своей жизни, после распада СССР у неё начались настоящие гонения. Привыкшая к огромному пространству советского кинематографа, ей не хватало места в Латвии. После общения с русскими, она по-другому начала воспринимать мир, человеческие отношения. На родине актрису упрекали за то, что она была кандидатом в ЦК Компартии, снималась в фильмах по русской прозе, отчасти в «Человек свиты».
А в 1993 году у заслуженной актрисы отобрали квартиру, в которой она прожила 40 лет. Актриса искала правду, она всё было напрасно. Чтобы Артмане поскорее освободила жилплощадь ей отключили отопление, свет, взвинтили плату за коммунальные услуги. Квартиру пытались поскорее вернуть бывшему владельцу.
Друзья предлагали Артмане переехать в Москву, но актриса отказалась, ведь все-таки ее родина была Латвия, хотя страна так жестоко с ней обошлась. На улице, конечно, Артмане не осталась, пришлось переехать на дачу, где актриса прожила последние 10 лет вместе с дочерью и внучкой.
В конце 90-х об актрисе власти вспомнили и к её 70-летию предоставили квартиру в центре Риги. Позже, Вия Артмане была удостоена высокой наградой – орденом Трёх звезд Латвии. Конечно, хорошо, что об актрисе начали заботится, но, от пережитого потрясения Вия Фрицевна перенесла два инсульта и инфаркт.
Незадолго до смерти вся семья актрисы приняла православие, актриса получила при крещении новое имя - Елисавета. В последнее время Вия Артмане очень болела, лежала на лечении в психиатрической больнице, там и скончалась 11 октября 2008 года.
Сын актрисы Каспар, после смерти матери сообщил, что шесть лет назад она написала завещание, в котором просила, чтобы в последний путь ее проводил игумен отец Евгений из Христа-Рождественского Кафедрального собора.
Данный материал с фотографиями на сайте: https://zen.yandex.ru/media/vkus_populyarnosti/izbitaia-gorem-mujem-i-svoei-rodinoi-viia-artmane-5af15a0b48c85e93123afce8