Человек-легенда Долорес БИЛАОНОВА
Не случайно ее, Долорес БИЛАОНОВУ, народную артистку России и Северной Осетии, удивительную певицу — обладательницу божественного сопрано, нарекли в честь легендарной Долорес Ибаррури, активистки испанского и международного коммунистического движения, сторонницы республики в годы гражданской войны в Испании.
Наша осетинская Долорес родилась в 1937 году, в самый разгар кровавых событий в Испании, и отец будущей оперной дивы, восхищенный мужеством Долорес Ибаррури, бесстрашно сражавшейся с диктатором Франко, дал своей новорожденной дочери гордое испанское имя.
Легендарное ли имя сыграло свою решающую роль, а скорее, талант Долорес Билаоновой, помноженный на невероятное трудолюбие, самоотдачу, обязательность, отзывчивость и добросердечность, но и она сама, как ее именитая тезка, стала человеком-легендой, визитной карточкой и символом Северо-Осетинского музыкального театра, музыкального искусства Осетии. Женщина-легенда при всем при том оставалась человеком неизменно открытым, искренним, приветливым, благодарным, доброжелательным и абсолютно простым в общении. Скажите, много ли среди тех, о ком говорят: «Выбился в люди», вы знаете таковых? То-то и оно, что немного. А она была такой. Такой и осталась навсегда в нашей памяти.
Должно быть, далеко не все сегодня знают, что одним из первых спектаклей, поставленных на сцене нового, только что открывшегося здания Музыкального театра, была опера Ильи Габараева «Азау» в постановке народного артиста РСФСР, первого художественного руководителя Северо-Осетинского музыкального театра, оперного режиссера Юрия Лекова. И главную партию в этой постановке, партию самой Азау, исполняла несравненная Долорес Билаонова. Актриса театра русской драмы, заслуженная артистка Северной Осетии Вера Мочалова поделилась тогда с читателями «Социалистической Осетии» своими восторженными впечатлениями об увиденном: «Опера покорила слушателей своей мелодичной акварельной музыкой и, по-моему, просто великолепной Азау, с удачным актерским и вокальным сочетанием. Спасибо автору и исполнителям за вечер волнений и радости».
А ведь могло случиться так, что Долорес Билаонова, выпускница вокального отделения Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных (педагог по вокалу Галина Мальцева), не вернулась в родную Осетию. Она проходила стажировку не где-нибудь, а в знаменитом Большом театре под руководством выдающейся итальянской оперной певицы Тоти Даль Монте. Исполняла партии Марии в опере «Мазепа» П. И. Чайковского, Аннины в «Травиате» Дж. Верди, пажа и графини Чепрано в «Риголетто» Дж. Верди. О спектакле «Мазепа», в котором Долорес Билаонова пела в тандеме со знаменитым баритоном Большого театра Алексеем Большаковым, даже написала свой восторженный отзыв Галина Вишневская. В составе труппы Большого театра наша талантливая землячка гастролировала по Дальнему Востоку и Кольскому полуострову, выступала в северной столице — Ленинграде. Она подружилась тогда с Тамарой Синявской и солистами балета Майей Плисецкой и Владимиром Васильевым. Долорес, или просто Доле (Доля — так все ее называли), предлагали тогда остаться в Большом. Более того, ее не отпускали. Но Билаонова проявила характер и вернулась домой — в Осетию. «Я приехала на родину, и об этом не жалею. Здесь у меня свой зритель, который меня ценит и любит, которого ценю и люблю я», — говаривала она.
Родиной для этой удивительной женщины никогда не могло бы стать место, где теплее, краше, комфортнее, где больше платят и слаще кормят. Она была из тех, кто считал, что мы сами должны сделать все для того, чтобы стало лучше там, где мы живем. Откуда такая стойкость, убежденность и принципиальность? Наверное, все-таки из детства, откуда все мы родом.
Долрес Билаонова выросла в многодетной семье в поселке Бурон, где детей воспитывали личным примером, выросла в семье музыкальной. Глава семейства Николай Билаонов, обладатель лирического тенора, прекрасно пел. Пела и мама, у которой был красивый тембр голоса. «У нас дома, в Буроне, очень часто устраивались музыкальные вечера, на которые собирались соседи. Папа играл на скрипке, мама на гитаре, я на гармошке, брат на балалайке. Так что можно сказать, что мы создали свой оркестр», — рассказывала, помню, о родительском доме Долорес Николаевна. Детей в семье было семеро. И почти все они обладали музыкальными способностями, развитию которых в немалой степени способствовала атмосфера в семье. Долорес Билаонова очень гордилась тем, что ее сестра Элеонора работала в Государственном академическом Большом театре им. Алишера Навои в Ташкенте, что брат Чатуранга — ведущий солист Харьковского академического театра оперы и балета им. Н. В. Лысенко. Она гордилась своими коллегами, радовалась их успехам, гордилась своими учениками – много лет преподавала сольное пение во Владикавказском училище искусств им. В. Гергиева. Она гордилась театром, в котором служила.
Сама Долорес Билаонова, казалось, вросла корнями в эту землю, в эту сцену, без которой не мыслила своего существования. На сцене Северо-Осетинского музыкального театра она создала целую галерею сценических образов. Это Оллана из оперы «Оллана» Ильи Габараева, Кошер из «Ханты цагъд» и Зарина из «Хамат и Зарина» Дудара Хаханова, Чио-Чио-Сан и Тоска из одноименных опер Джакомо Пуччини, Амелия из «Бала-маскарада» и Аида из «Аиды» Джузеппе Верди, Катарина из «Укрощение строптивой» Виссариона Шебалина, Чабахан Басиева из «Прерванной песни» Резвана Цорионти, Фатима из «Фатимы», Мадина из «Женихов» и Тауче из «Тауче» Христофора Плиева, Марица из «Марицы» Имре Кальмана и так далее, и так далее, и так далее… Билаонова исполняла заглавные партии, радовала своим талантом слушателей, щедро делилась огнем своего сердца. Она, как и ее легендарная тезка Ибаррури, всю свою жизнь служила людям. И так же, как та испанская Долорес, вдохновлявшая словом бойцов перед битвой, была способна настроить наши сердца на доброту и любовь, вдохновить своим высоким искусством на те самые благие деяния, по которым, как известно, и узнают нас.
Кстати, о Долорес Ибаррури. Долорес Николаевна как-то рассказывала мне, что с той, в чью честь она была названа, ей посчастливилось однажды встретиться. Это произошло в 1959 году в одном из залов Кремля, где студенты Гнесинки давали концерт. Когда объявили Долорес Билаонову, находившаяся в зале Ибаррури была настолько потрясена, что попросила сидевшего рядом Хрущева позвать только что выступившую девушку. «И вот подходит ко мне молодой человек и говорит: “Вас хочет видеть Никита Сергеевич”, — рассказывала Долорес Николаевна. — Можете себе представить, что я в это время почувствовала? Да я смертельно испугалась! Подхожу к Хрущеву, а у самой колени трясутся. Никита Сергеевич говорит: “С тобой хочет познакомиться Долорес Ибаррури”. Я подошла к ней, а она на чистом русском языке (Ибаррури прекрасно говорила по-русски) спросила: “Кто тебя назвал Долорес?” Я ответила: “Мой папа”. Она опять спросила: “Почему?” Я ответила: “В вашу честь. Когда вы воевали с Франко, он был восхищен вашим мужеством”. Долорес Ибаррури была растрогана и даже прослезилась, она обняла меня, поцеловала и просила передать низкий поклон папе. А еще она вручила мне огромную коробку конфет, которую я даже поднять не могла. Потом мы в общежитии целый месяц ели эти конфеты… Спустя много лет, будучи в Мадриде, я позвонила Долорес Ибаррури. Мне сказали, что она тяжело больна. Но, когда ей передали, кто звонит, Ибаррури очень обрадовалась и просила приехать повидаться, если, конечно, будет такая возможность. Но, к сожалению, мы в этот день уезжали, и увидеться с Долорес не удалось».
Зная Долорес Николаевну, трудно представить, что она могла испугаться, когда ее попросили подойти к первому секретарю ЦК КПСС. Ведь Долорес Билаонова была не из робкого десятка. Она, скорее, из тех женщин, про которых говорят: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Принципиальная, открытая, прямая и бесхитростная, не боялась говорить правду в глаза. Такие люди не держат камня за пазухой, они всегда как на ладони. Потому, должно быть, одним из любимых образов, созданных на сцене Билаоновой, была Катарина из «Укрощение строптивой» Виссариона Шебалина. «Я фактически играла саму себя, — смеялась она. — А Юрий Бацазов меня укрощал». Но близки ей также были и образы Азау и Чио-Чио-Сан. Потому что в чем-то в жизни она была такой же, как они. Женственной, верной, преданной — родине, призванию, театру, семье: любимым мужу и сыновьям. «Я одна с тремя мужчинами, — говорила она. — Роль женщины в доме особенная. Я справляюсь».
Долорес Билаонова легко справлялась с любой ролью. И на сцене, и в жизни. А доброты и широты душевной ей было не занимать. Жалела сирот и малоимущих, все время стремилась кому-то помочь. Однажды взяла и, недолго думая, подарила свое концертное платье. Настоящая, честная, правдивая, совсем не конформист, она не умела льстить и приспосабливаться.
Должно быть, по этой самой причине в 2008-м Долорес Билаонова и оказалась за боротом театра, которому верой и правдой служила всю свою жизнь. Уведомление о том, что театр более в ее услугах не нуждается и контракт с нею не будет продлен, Долорес Николаевна получила по почте — даже не удосужились поблагодарить за хорошую работу и по-доброму проводить на заслуженный отдых. Не было поздравлений от коллектива театра, которому она отдала жизнь, и на юбилейном творческом вечере Долорес Билаоновой, участие в котором принимал приехавший поддержать своего давнего друга и однокурсницу Иосиф Кобзон. Ее будто вычеркнули из жизни Музыкального театра, по чьей-то злой воле она вдруг стала персоной нон грата, от нее отвернулись.
«Такие знаковые лица, как Доля, не могут быть уволены из театра», — считает народный артист республики Эдуард Дауров. Он и сам после случившегося с Долорес Николаевной в знак протеста ушел из Музыкального.
Нет, неправда, что люди, какими бы сильными они ни казались, не страдают от несправедливости. Долорес Билаонова при всей своей кажущейся силе была человеком ранимым. Все случившееся с ней оставило рубцы на сердце, ускорив уход туда, откуда уже нет возврата. Когда-то она отказалась от головокружительной карьеры в Большом театре, чтобы служить высокому искусству на родине в Осетии. Оттого вдвойне горько и обидно, что здесь, на родине, к ней отнеслись так несправедливо и мало кто встал тогда на ее защиту…
27 ноября в Осетинском театре пройдет вечер памяти замечательной оперной певицы. Там же состоится презентация фонда им. Долорес Билаоновой, учрежденного сестрой Долорес Николаевны Элеонорой Азимовой. Фонд будет заниматься поддержкой талантливой молодежи из глубинки.
Ольга РЕЗНИК
«Пульс Осетии», 24.11.2015