Гуржибеков Блашка
< назад | Комментарии к статье (1) Версия для печати |
Гуржибеков Блашка Иванович (1868-1905) Осетинский поэт
Блашка Гуржибеков родился 1 марта 1868 года в станице Ново-Осетинской Моздокского округа. Мальчик рано лишился отца. Учился он в Ставропольской гимназии, однако, не завершив учебу, поступил на казачью военную службу. В чине подъесаула в 1904 году Гуржибеков добровольно ушел на русско-японскую войну, и в июне 1905 года погиб на фронте. Тело поэта перевезли из Маньчжурии на родину и похоронили в родном селе.
Гуржибеков начал писать в 90-е годы XIX века. Одним из первых его произведений является поэма «Очаровательная красавица». Она посвящена теме эмансипации женщин. В поэме широко использованы традиции устного народного творчества. Комедия «Дурачок» считается самым значительным произведением Гуржибекова. В ней рассказана история о том, как богатые родители женили своего глупого сына на единственной дочери благородных, но бедных родителей. Вынужденная подчиниться отцу и матери, девушка стремится к личному совершенству. Она высоко ценит знания, учебу, выступает против суеверия. Разнообразным по содержанию является сборник лирических стихотворений поэта «Дигорские произведения». Поэт пишет о матери, напевающей своему младенцу колыбельную песню, о нищем, о пастухе, о несчастной любви. В стихотворении «Бедный жених» герой оплакивает свою судьбу, которая разлучила его с любимой девушкой. Родители выдают ее богатому жениху. Обращаясь к любимой, бедный парень говорит: «Тяжело мне без любимой. Тяжелей – тебя встречать. Тысячу рублей калыма Где мне, бедному, достать! (Перев. И. Павлович). Тема любви, которая разбивается из-за социального неравенства, в осетинской литературе того периода занимала значительное место. В стихотворении «Доля вдовы» описывается тяжелое положение бедной горянки, ее горе и страдания. Симпатии поэта всегда были на стороне бедных, на стороне трудового народа. Он ратовал за правду и справедливость. Поэт критиковал недостатки существующего строя. В то же время он до самой смерти оставался на позициях буржуазного либерализма, призывая осетин служить самодержавию. Это во многом связано со службой Гуржибекова в казачьих формированиях. В своих произведениях Блашка Гуржибеков широко использует народные пословицы, поговорки и афоризмы. Поэт любит сравнения и эпитеты, часто прибегает к инверсии, использует приемы гиперболизации, что придает образам яркий характер, портреты его героев выразительны и многогранны. Произведения Гуржибекова являются первыми образцами художественного творчества на дигорском диалекте осетинского языка. Они отличаются богатством лексики и широким охватом морфологических возможностей дигорского диалекта. Произведения Блашка Гуржибекова и сейчас не потеряли своего познавательного и художественного значения. Э.Сатцаев. ОСЕТИНСКИЕ ПИСАТЕЛИ.
О Блашка Гурджибекове К сожалению, имя талантливого поэта-демократа, подъесаула Блашка (Власия) Гурджибекова мало известно читателю. В советский период он издавался редко. Лишь в 1966 году в Северо-Кавказском книжном издательстве вышел сборник его избранных произведений. Тираж был настолько мал (всего 800 экземпляров), что книга стала библиографической редкостью. В период репрессий огромное рукописное наследие поэта безвозвратно погибло. Личность Блашка Гурджибекова знаменательна не только тем, что он был казачьим поэтом, но и тем, что был храбрым воином. Русско-японскую войну он встретил подъесаулом и, как многие другие терские казаки, подал рапорт с просьбой направить его на фронт. Полки терского казачества отличились в войне тем, что совершали дерзкие рейды по тылам японцев и лихие набеги на вражеские отряды. В боях с японцами Гурджибеков показал себя храбрым, отважным и умелым офицером. В конце 1905 года в тяжелом бою у перевала Санвайцзы при штурме укреплений позиций врага подъесаул погиб смертью храбрых. Тело поэта и воина боевые товарищи перевезли из Манчжурии на родину и похоронили с воинскими почестями на кладбище станицы Ново-Осетинской. За свои ратные подвиги герой был представлен к награде орденом Святого Владимира IV степени с мечом и бантом. Юлия Старченко
Материал взят с сайта http://ossetians.com/rus/news.php?newsid=374 |