Родился Хамза Ниязи в семье лекаря. Учился в мактабе, затем в медресе.
Организовав бесплатную школу для бедноты, Хамза Ниязи преподавал в ней. Стихи начал писать с 1899 года под влиянием творчества узбекских просветителей Мукими и Фурката. Основное произведение дореволюционного творчества Хамзы, рукописный стихотворный «Диван» (1905-1914) на узбекском и таджикском языках, был опубликован посмертно. В некоторых газелях «Дивана» наряду с традиционными образами неразделенной любви присутствуют мотивы обличения социального неравенства, защиты науки и просвещения. Этими же мотивами проникнуты и первые опубликованные произведения Хамзы: стихотворение «Рамазан» (1914), повесть «Новое счастье» (1915), пьеса «Отравленная жизнь» (1916). В 1916-1919 Хамза Ниязи выпустил семь сборников стихов, отразивших переход поэта с позиций революционно-демократического просветительства на позиции революционной борьбы. Стихи, включенные в сборнике «Душистая роза» (1919), стали первыми образцами пролетарской поэзии на узбекском языке.
После Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года Хамза Хакимзаде Ниязи учительствовал в Коканде и Фергане, организовал передвижную театральную труппу, обслуживавшую части Рабоче-крестьянской Красной армии на Туркестанском фронте, работал сотрудником Политотдела Туркфронта, а позже - Облполитпросвета.
Хамза Ниязи - член РКП(б) с 1920 года. В 1926 году в городе Ходжейли (Каракалпакия) создал первый в Советском Союзе детский дом, названный впоследствии его именем.
В 1918 году Хамза Ниязи создал пьесу «Бай и батрак», ставшую первым произведением узбекской советской драматургии. Популярностью пользовались пьесы Хамзы «Проделки Майсары» (1926) и «Тайны паранджи» (1927), в которых говорится о тяжелой доле узбекских женщин в дореволюционные годы. Ему принадлежит несколько десятков песен. Собирая в различных районах Узбекистана народные песни, исполнял их на национальных инструментах. Из музыкального наследия Хамзы уцелело не все. Некоторые его мелодии вошли в сборник «Песни Ферганы, Бухары и Хивы» (1931); часть песен записана от известных узбекских певцов. Хамза вел разнообразную общественную работу, боролся за раскрепощение женщин, разоблачал действия националистов и реакционного духовенства. Был убит (забросан камнями) басмачами контрреволюционерами после того, как организовал 8 марта праздник, в ходе которого 23 женщины кишлака сбросили паранджу.
Хамза Хакимзаде Ниязи - основоположник литературы социалистического реализма на узбекском языке. Он обогатил классическую поэтическую метрику (Аруз) за счет форм народного стиха (Бармак). Хамза Ниязи оставил заметный след в истории развития социалистической культуры Узбекистана не только как поэт и драматург, но и как театральный деятель, композитор и музыкант.
Да разве так останется навеки,
Да разве мрак останется навеки?!
Вам, жертвам похоти, корысти, злобы,
Блудливым псам, поверить можно ли?
Да разве будущее Туркестана
В руках сутяг останется навеки?!
Из тесной клетки вырвавшись на волю,
Мечтать о клетке птица может ли?
Эй вы, тираны, вашу власть сломавший
Пред вами вновь склониться может ли?
И то сказать: вы - хищники, а хищник
Кровавых дел стыдиться может ли?
Не испытавший тяжкой муки рабства
Понять всю сладость воли может ли?
Презренный трус, вздымая кверху знамя,
Стоять на бранном поле может ли?
И то сказать: с любимым сердцем слиться
В любви не знавший боли может ли?
Какой-нибудь народ на белом свете
Прожить без просвещенья может ли?
Не оценивший чувства крепкой дружбы
Найти в ней упоенье может ли?
И то сказать: росою не умывшись,
Расцвесть цветок весенний может ли?
Нет, нет и нет! До листопада роза
Осыпать листья летом может ли?
Но и без листьев, если корни целы,
Погибнуть роза эта может ли?
И то сказать: водой пролиться чаша,
Когда воды в ней нету может ли?
Народ от вас, от гнусных негодяев,
Не жаждать избавленья может ли?
Открыть глаза, завязанные вами,
Народ без просвещенья может ли?
И то сказать: нетопырю слепому
Дать солнце наслажденье может ли?
Хамза Ниязи - ЭЙ РАБОЧИЙ!
Эй, рабочий!
Сожми свой кулак!
Встань, джигит удалой,
Жирных баев - долой:
Нашей воли мы подняли флаг!
В руки долю возьми,
Наше время теперь,
Мы недаром снесли
Столько бед и потерь!
Будет счастлив батрак,
Горе мыкавший век,
Сбросит баев ярмо
Трудовой человек!
Не хотим прозябать:
Дорог труд бедняка!
Хватит кровь проливать
Ради хлеба куска!
Гнули спину века,
Знали тягостный гнет.
О, когда к нам, когда
Светоч воли придет?
Избивала плетями
Нас байская власть,
Наша алая кровь
Непрестанно лилась!
Жирных баев долой!
Их сметем навсегда -
Мы дорогу дадим
Честным людям труда!
Землю с боем возьмем,
Эй, к оружью, батрак!
Вековечного рабства
Рассеется мрак!
https://newphoenix.ru/blogs/smysl-zhizni/hamza-hakimzade-nijazi.html