Алексей Дикий родился 12 (24) февраля 1889 года в Екатеринославе (ныне — Днепр, Украина).
С раннего детства увлекался театром, что было семейной традицией: сестра — актриса М. Д. Дикова, её муж — актёр и режиссёр А. Л. Суходольский. Первые театральные впечатления — искусство украинских актёров М. Л. Кропивницкого, П. К. Саксаганского, И. К. Карпенко-Карого, М. К. Заньковецкой. В 6 лет начал участвовать в спектаклях харьковской труппы А. Суходольского.
В 1904—1907 годах учился в Харьковском реальном училище. В 1907—1908 годах отбывал воинскую повинность вольноопределяющимся 121-го Пензенского полка.
Дарование молодого актёра открыл актёр Московского Художественного театра И. М. Уралов, пригласив его в студию при театре.
В 1909 году переехал в Москву и поступил на частные драматические курсы актрисы МХТ С. В. Халютиной, занимался у К. А. Марджанова и В. Л. Мчеделова. В 1910 году был принят в МХТ, где успешно дебютировал в небольшой роли судебного пристава (дряхлого старика) в пьесе «Живой труп» Л. Н. Толстого. Учителями молодого актёра стали К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. В 1911 году окончил драматические курсы МХТ, а в 1912-м уже пробовал себя в режиссуре, руководя драматическим кружком на Пречистенских рабочих курсах, где ставил одноактные пьесы А. П. Чехова, работал в рабоче-крестьянском кружке-театре И. Уралова. В том же году была создана 1-я Студия МХТ, где продолжил сценическую деятельность.
Начавшаяся в августе 1914 года Первая мировая война прервала его актёрскую деятельность. В 1914-1917 годах служил в Царской армии на Кавказском фронте. Военные годы считал «безнадёжно потерянными».
С января 1918 года выступал главным образом на сцене 1-й Студии, в 1924-м преобразованной во МХАТ 2-й. В эти годы сложился как мастер острохарактерных, озорных портретов.
Одновременно искал свой путь в режиссуре. В 1919 году в Московской драматической студии Е. Б. Вахтангова (ныне Театр имени Е. Б. Вахтангова) выступил в качестве режиссёра в спектакле Е. Б. Вахтангова «Потоп» по пьесе Г. Бергера; в 1921-м в Театре-студии им. Ф. И. Шаляпина поставил свой первый самостоятельный спектакль — «Зелёный попугай» по пьесе А. Шницлера. Пресса хвалила спектакль за колоритность, темпераментность и современность — здесь уже определились характерными для Дикого-режиссёра черты[4]. После успешного дебюта, не порывая со МХАТом 2-м, где он продолжал выступать как актёр, а в 1925 году поставил «Блоху» Е. И. Замятина (по Н. С. Лескову), ставшую одной из самых значительных его режиссёрских работ, ставил спектакли и в других театрах: в Московском театре для детей при Моссовете (ныне Российский академический молодёжный театр), в театре «Комедия (бывший Корш)». В Ленинграде, в Драматическом театре Народного дома работал с художниками-авангардистами Н. Э. Радловым, А. В. Лентуловым.
B 1922-1926 годах работал также в Московском еврейском театре, где осуществил ряд постановок, в том числе «Скрипач на крыше» по мотивам романа Шолом-Алейхемa «Тевье-молочник», и «Праздник в Касриловке» Шолом-Алейхема. Спектакль стал театральным событием, в нём были точно угаданы национальная форма (буффонада), язык, психологические портреты. В 1928 году режиссёра пригласили в Тель-Авив (Палестина), в театр «Габима» для постановки спектаклей по пьесе Шолом-Алейхема «Золотоискатели» и по пьесе Кальдерона в вольной обработке И. Ламадана «Корона Давида». Премьера состоялась 23 мая 1929 года. В силу ряда причин А. Дикий покинул театр.
К 1925-1926 годам определились основные черты режиссёрского и актёрского дарования А. Дикого: любовь к ярким и сильным сценическим краскам, к броскости сценического рисунка, к монументальности и масштабности актёрских образов; искусство А. Дикого порою тяготело к балаганному комизму и к гневной сатире.
B 1925-1928 годах ставил оперы и балеты в Большом театре. В 1927-1928 годах - художественный руководитель Московского драматического театра (бывший Корш). В 1928 году поставил спектакль «Человек с портфелем» А. Файко в Московском театре Революции (ныне Московский академический театр имени Владимира Маяковского). В 1929-1930 годах - режиссёр Драматического театра Народного дома в Ленинграде. В 1931 году возглавлял Свердловский театр драмы, где поставил пьесу «Страх» А. Н. Афиногенова.
В 1931 году создал Театрально-литературную мастерскую при Доме Учёных (в августе 1935 года переименованную в Театр-студию под руководством А. Д. Дикого), где вёл режиссёрскую и педагогическую работу, в частности, поставил спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» по Н. С. Лескову. Победой молодого театра и заслугой А. Дикого назвала спектакль газета «Рабочая Москва» 12 декабря 1935 года; высокую оценку в тот же день дала и «Вечерняя Москва»: "А. Д. Дикий одержал бесспорную победу. Спектакль «Леди Макбет…, показанный его студией, добротная театральная работа. Уверенно ведут свои роли в этом спектакле молодые актёры. <…> В „Леди Макбет…“ Дикий как постановщик вновь показал себя большим и талантливым мастером советского театра. С блеском, выдумкой, яркостью и остротой он воплощает на сцене образы Лескова». В начале 1936 года Студия Дикого была закрыта.
В 1932-1936 годах - художественный руководитель Московского драматического театра им. ВЦСПС.
26 марта 1936 года был назначен главным режиссёром Большого драматического театра имени М. Горького (БДТ) (ныне - имени Г. А. Товстоногова). Вместе с ним в БДТ пришла группа молодых актёров - бывших студийцев. Поставил несколько спектаклей. Событием в истории театра стала постановка «Мещан» М. Горького[8]. Приуроченный к годовщине смерти М. Горького и показанный в июне 1937 года спектакль поначалу был встречен критически как в отношении постановочной концепции, так и ряда исполнителей. Премьера обновлённого сценического варианта спектакля с частично изменённым составом состоялась 23 августа того же года.
17 августа 1937 года А. Дикий был арестован и 2 сентября 1938 года приговорён Особым совещанием при НКВД СССР по статье 58 к 5 годам лишения свободы. Для отбытия наказания был направлен в Усольлаг НКВД. Оставшиеся без руководителя молодые актёры пришли к решению сохранить свой коллектив. Почти в полном составе они выехали в столицу Таджикской ССР Сталинабад, где стали ядром русского драматического театра (ныне - имени В. Маяковского).
28 августа 1941 года «дело Дикого» было прекращено.
После освобождения из заключения, с осени 1941 года работал в Театре им. Е. Вахтангова, находившемся в то время в эвакуации в Омске. В спектакле «Фронт» по пьесе А. Е. Корнейчука (1942) сыграл генерала Горлова - одну из лучших своих ролей. «Образ Горлова, созданный Алексеем Диким, - писал Р. Н. Симонов, - является вершиной актёрского искусства. Этот образ стоит в ряду с лучшими образами, украшающими советскую сцену. Характер генерала Горлова перерастал в исполнении Дикого в собирательный образ. Эту его роль называли обобщающим словом „горловщина“». Вместе с театром вернулся в Москву.
В 1944 году - художественный руководитель Театра-студии киноактёра. В сентябре 1944 года перешёл в Малый театр, где служил в качестве актёра и режиссёра до 1952 года, когда был переведён в Московский драматический театр им. А. С. Пушкина.
C 1943 года снимался в кино, сыграл главные роли в кинофильмах «Кутузов», «Адмирал Нахимов». Исполнение роли И. Сталина в фильмах «Третий удар» (1948) и «Сталинградская битва» (1949) понравилось прототипу.
Вёл преподавательскую деятельность. С 1948 года - профессор Театрального училища им. М. С. Щепкина (Москва).
С 1944 года - член Художественного совета при Комитете по делам кинематографии при Совете министров СССР.
Автор книги «Повесть о театральной юности» (1957), многочисленных статей по театральному искусству.
Алексей Денисович Дикий умер 1 октября 1955 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Звания и награды
Заслуженный артист Республики (21 декабря 1933)
Народный артист РСФСР (5 ноября 1947)
Народный артист СССР (26 октября 1949)
Сталинская премия первой степени (1946) — за исполнение заглавной роли в фильме «Кутузов»
Сталинская премия первой степени (1947) — за исполнение заглавной роли в фильме «Адмирал Нахимов»
Сталинская премия первой степени (1949) — за постановку спектакля «Московский характер» А. В. Софронова
Сталинская премия второй степени (1949) — за исполнение роли И. В. Сталина в фильме «Третий удар»
Сталинская премия первой степени (1950) — за исполнение роли И. В. Сталина в фильме «Сталинградская битва»)[12]
Орден Ленина (14.04.1944) — за исполнение заглавной роли в фильме «Кутузов» (1943)
Орден Трудового Красного Знамени (29.10.1949)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946)
Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948)
Венецианский кинофестиваль ((Почётный диплом в номинации «Лучший актёр» за роль в фильме «Адмирал Нахимов», 1947)
МКФ в Готвальдове (Премия победы, фильм «Сталинградская битва», 1949)
МКФ в Марианских Лазнях (Главная премия, фильм «Сталинградская битва», 1949)
Театральные работы
Роли
Московский Художественный театр
1910 — «Живой труп» Л. Н. Толстого — судебный пристав
1911 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Мишка
1-я студия МХТ, МХАТ 2-й
1911 — «На дне» М. Горького — Алёшка
1912 — «Провинциалка» И. С. Тургенева — Миша
1913 — «Гибель „Надежды“» Г. Хейерманса — Баренд
1917 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Епиходов
1917 — «Иванов» А. П. Чехова — Львов.
1919 — «Сверчок на печи» по Ч. Диккенсу — Джон Пирибингль
1921 — «Эрик XIV» А. Стриндберга — герцог Иоанн
1924 — «Расточитель» Н. С. Лескова — Молчанов
1925 — «Блоха» по Н. С. Лескову — Платов
Театр имени Е. Б. Вахтангова
1941 — «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана — Матиас Клаузен
1942 — «Фронт» А. Е. Корнейчука — генерал Горлов
Малый театр
1948 — «Доходное место» А. Н. Островского — Досужев
1948 — «Южный узел» А. А. Первенцева — Сталин
1949 — «Мещане» М. Горького — Тетерев
1949 — «Заговор обречённых» Н. Е. Вирты — Коста Вара
1949 — «Незабываемый 1919-й» В. В. Вишневского — Сталин
1951 — «Живой труп» Л. Н. Толстого — Артемьев
Постановки
Театр-студия им. Ф. И. Шаляпина
1921 — «Зелёный попугай» А. Шницлера
Московский театр для детей при Моссовете
«Пиноккио» по К. Коллоди
«Находка» Е. Я. Тараховской
Театр «Комедия (бывший Корш)»
«Обращение капитана Брассбаунда» Б. Шоу
«Тень осла» Л. Фульды
1-я студия МХТ
1923 - «Герой» Дж. Синга
МХАТ 2-й
1925 - «Блоха» по Н. С. Лескову
Драматический театр Народного дома (Ленинград)
«Землетрясение» П. С. Романова (совм. с Н. Э. Радловым)
1925 — опера «Степан Разин» П. Н. Триодина (совм. с А. В. Лентуловым)
1930 — «Первая Конная» В. В. Вишневского
Московский еврейский театр
«Скрипач на крыше» по роману Шолом-Алейхемa «Тевье-молочник»
«Праздник в Касриловке» Шолом-Алейхема
Большой театр
1925 — «Степан Разин», опера П. Н. Триодина
1927 — «Любовь к трем апельсинам», опера С. С. Прокофьева
1928 — «Красный мак», балет Р. М. Глиэра
Театр Революции
1928 — «Человек с портфелем» А. М. Файко[13]
Свердловский театр драмы
1928 — «Страх» А. Н. Афиногенова.
Театр-студия под руководством А. Д. Дикого
1931 — «Леди Макбет Мценского уезда» по Н. С. Лескову
Московский драматический театр им. ВЦСПС
1932 — «Матросы из Каттаро» Ф. Вольфа
1933 — «Девушки нашей страны» И. К. Микитенко
1933 — «Вздор» К. Я. Финна
1934 — «Интермедия» по М. Сервантесу в переводе А. Н. Островского
1935 — «Глубокая провинция» М. А. Светлова
Ленинградский БДТ
1936 — «Матросы из Каттаро» Ф. Вольфа
1937 — «Большой день» В. М. Киршона,
1937 — «Пушкинский спектакль» («Моцарт и Сальери», «Русалка», «Сцены из рыцарских времен») А. С. Пушкина
1937 — «Мещане» М. Горького
Театр имени Е. Б. Вахтангова
1941 — «Олеко Дундич» A. Г. Ржешевского и М. А. Каца
1941 — «Русские люди» К. М. Симонова.
Малый театр
1936 — «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина
1946 — «Мещане» М. Горького
1948 — «Московский характер» А. В. Софронова (совместно с Е. И. Страдомской)
1950 — «Калиновая роща» А. Е. Корнейчука
1950 — «Люди доброй воли» Г. Д. Мдивани
1951 — «Настя Колосова» В. В. Овечкина
Московский драматический театр имени А. С. Пушкина
1953 — «Тени» по пьесе М. Е. Салтыкова-Щедрина[12]
«Горячее сердце» А. Н. Островского
Фильмография
1919 — Чем ты был? (короткометражный) — Иван Сотый
1921 — Андрей Гудок (короткометражный) — Андрей Гудок
1934 — Восстание рыбаков — Кеденек
1941 — Боевой киносборник № 6 (новелла «Ненависть») — старик
1943 — Кутузов — Кутузов
1946 — Адмирал Нахимов — Нахимов
1947 — Пирогов — Нахимов
1947 — Рядовой Александр Матросов — Сталин
1948 — Третий удар — Сталин
1948 — Повесть о настоящем человеке — Василий Васильевич
1949 — Сталинградская битва — Сталин
https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/sov/14450/bio/