120 лет назад родилась легендарная актриса Елена Николаевна Гоголева
Легендарная русская советская актриса народная артистка СССР Гоголева Елена Николаевна родилась 7 апреля (25 марта – по старому стилю) 1900 года. Родилась она в семье военного. Мать Гоголевой – провинциальная актриса. Окончив в 1916 Александро-Мариинский институт благородных девиц, Гоголева поступила на драматическое отделение Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. В 1918 дебютировала на сцене Малого театра в роли Джессики («Венецианский купец») и была принята в труппу.
Играла Софью («Горе от ума», 1922), Весну («Снегурочка», сезон 1922-23), Негину («Таланты и поклонники», 1922-23), Аксюшу («Лес»), Полину («Доходное место»). Уже в ранний период своего творчества Гоголева уделяла большое внимание культуре сценической речи, выразительности внешнего рисунка роли, стараясь раскрыть каждый сценический образ приемами яркой театральности.
Исполняя роли своих современниц, сохраняя индивидуальные черты каждой из них, Гоголева создает обобщенный типический образ женщины-коммунистки, обладающей высокой моралью, волей к борьбе, беззаветной преданностью Родине. В классической драматургии играла: Вышневскую («Доходное место», 1948), Кручинину (1951). В ролях леди Макбет (1955); миссис Кроули («Ярмарка тщеславия» Теккерея, 1958) нашла продолжение трагедийная и сатирическая устремленность искусства Гоголевой.
Последние роли Елены Николаевны – Мамуре («Мамуре» Ж. Сармана, 1978; спектакль был специально поставлен для Гоголевой режиссёром Б. А. Львовым-Анохиным) и княжна Плавутина-Плавунцова («Холопы» П. П. Гнедича, 1987) – по достоинству вошли в золотой фонд русского театрального искусства.
Одна из великих «старух» Малого театра Елена Николаевна Гоголева до конца жизни оставалась эталоном стиля, безупречного вкуса. Обладая яркой, разносторонней индивидуальностью, актриса, за свою долгую сценическую жизнь, создала множество образов классических и современных героинь. Более 150 записей литературных произведений, спектаклей Государственного академического Малого театра с участием Е. Н. Гоголевой хранится в собрании Гостелерадиофонда. Пьесы А. Н. Островского «Без вины виноватые», «Гроза», «Доходное место», «Бешеные деньги», «Пучина», «Воевода». Пьесы М. Горького «Варвары», К. Паустовского «Наш современник», А. Толстого «Иван Грозный», М. Лермонтова «Маскарад», Ф. Шиллера «Коварство и любовь», Б. Брехта «Мамаша Кураж и ее дети» и многие другие.
22 октября 1993 года Елена Николаевна Гоголева в последний раз вышла на сцену.
Ушла из жизни великая актриса 15 ноября 1993 года. Похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище.
https://newizv.ru/news/society/07-04-2010/124747-110-let-nazad-rodilas-legendarnaja-aktrisa-elena-nikolaevna-gogoleva?dont_show_mobile_version=yes&ind=1
Елена Николаевна Гоголева
Часто от мамы слышал: «Ах Гоголева!», «Красавица Гоголева!»
Девятилетний, я спросил: «Мам, Гоголева – жена Гоголя?»
Получив отрицательный ответ, я тем не менее узнал о Гоголевой очень много: и то, что она артистка Малого театра, и то, что она удивительно талантлива, и то, что у нее необыкновенно красивые огромные глаза, и что у нее очень сильный грудной голос редкого тембра. Узнал, что такое тембр и что театр, в котором она служит, называется Малым не потому, что он маленький (и вовсе не детский и ни в коей мере не кукольный), а потому что в сравнении с рядом стоящим Большим театром он – Малый театр – меньше.
Семнадцатилетним молодым человеком я в 1940 году смотрел спектакль «Варвары» Максима Горького, в котором Елена Николаевна Гоголева играла роль Монаховой, и… влюбился в нее. Мне часто являлась во снах моя любовь, а в одном из этих очаровательных сновидений я играл роль Отелло, а Дездемоны – Елена Гоголева… Помню, как я на протяжении всего спектакля носил ее на руках и не решался опустить даже на секунду на пол, потому что она вся была из шоколада! (Я очень любил шоколад, но, так как у меня было очень трудное отрочество, редко лакомился им. Очевидно, поэтому она приснилась мне в таком сладком качестве.)
В соответствии с указаниями господина Шекспира я должен был – о ужас! – задушить мою любимую женщину! Я аккуратно уложил на широкую кровать шоколадную Елену Николаевну… по моим щекам текли огромные слезы. Я прикоснулся к ее шее и… прошептал тихо, тихо, чтобы не услышал великий автор пьесы «Отелло»: «Лена, живи, живи долго, долго!..»
Надо же такому случиться: через 35 лет я – режиссер – предложил Елене Николаевне роль весьма легкомысленной женщины в телевизионном спектакле «Пропавший чиновник» по одноименному роману датского сатирика Ганса Шервига. Через 45 лет я вводил ее в спектакль Малого театра по роману Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», поставленный мною по моей же инсценировке, на роль Арины Петровны Головлевой. Через почти полвека со дня «шоколадного» сна я стал партнером Елены Николаевны в нашумевшем спектакле Малого театра «Мамурэ» по пьесе французского драматурга Сармана, поставленном Б. А. Львовым-Анохиным…
Во всех творческих общениях с Еленой Николаевной меня ни на секунду не оставляло чувство затаенной влюбленности в мою шоколадную Дездемону, которой я во сне подарил долгую жизнь, вопреки трагической развязке, придуманной Шекспиром.
В середине 80-х годов Елена Николаевна была очень больна и поправляла свое здоровье в подмосковном санатории. Я посетил ее и… рассказал о моем юношеском «шоколадном» сне. На меня смотрели огромные красивые глаза, из которых еле заметной струйкой текли слезинки…
Я поцеловал ей руку и, наконец, вслух произнес слова, которые хранил в своей душе всю жизнь: «Елена Николаевна, я люблю вас!»
Народный артист СССР Евгений Весник
https://biography.wikireading.ru/68289