ЛЕПКО ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ
13 (25) декабря 1898, Гагры - 19 октября 1963, Москва
В 1906—1907 гг. учился в Екатеринославском Реальном училище, в 1908—1912 годах — в частной гимназии Вертоградова в Екатеринославе. В 1914—1915 годах — артист и помощник декоратора в частной антрепризе Мацкого и Ковалевой в Самаре. В 1915—1916 — артист антрепризы Хлебникова и Петровой в Вятке. В 1916—1917 — служил в царской армии, в 1918—1920 — служил в Красной Армии (красногвардеец 10–го номерного Kрасногвардейского полка в Красном Селе). В 1920 году демобилизован, организовал Театр Молодежи в Ельце.
В 1921—1922 годах — режиссер театра железнодорожников при Дорожном отделе Народного образования Юго–Восточной железной дороги в Воронеже, в 1922 г. — артист и декоратор в частной антрепризе в Луге.
В 1923—1928 годах — актер, режиссер и декоратор театра «Кривое зеркало». Сыграл множество ролей, среди них 1-й эфиоп в «Вампуке», матрос Амба Крой в пародии на «Любовь Яровую» — «Любовь Аржаная» С. Томского и Г. Крыжицкого, Жених с Лиговки в «Оформлении быта» К. Мазовского, Баранов в сценке «Юбилей вахтера Баранова» В. Короновского, главная роль в пантомиме «Монастырский садовник». В пародии «Гастроль турецкого трагика Абрама Мамазяна» (на гастрольные спектакли Ваграма Папазяна, игравшего Отелло на французском языке) Лепко в костюме и гриме Отелло изъяснялся якобы по-немецки, но весь текст сводился к спряжению глагола «их бин, ду бист…». В течение 15 минут вкладывал в эти слова все переживания героя, метался по сцене, крушил декорации, рыдал, стонал…
С 1929 года — в Ленинградском Мюзик-холле (сыграл Телемака в обозрении «Одиссея» Н. Эрдмана и В. Масса),
в 1930—1935 гг. — в московском Мюзик-холле («Шестая мира», 1931, «Под куполом цирка», 1934, «Святыня брака», 1935).
Среди эстрадных номеров - знаменитая «Лекция о вреде пьянства», 1931, исполнявшаяся им в течение 20 лет. Актер психологически точно воспроизводил все стадии опьянения своего «лектора»: беспокойство, неуверенность, оживление, заискивающий смешок, провалы памяти, пьяные слезы. Остро чувствовал форму, глаз художника (хорошо рисуя, в процессе работы над ролью делал зарисовки) помогал в поисках внешнего облика персонажей. Умел «обжить» отделанную до мельчайших деталей, порой гротесковую форму, сделать ее органичной. Любил маленькие роли, по свидетельству В. Полякова, мог выйти на сцену на 5 секунд с вопросом «который час?» и «сделать из этого выхода фейерверк»
С 1936 — артист театра Сатиры.
Заслуженный артист РСФСР (1947).
Народный артист РСФСР (1954).
Похоронен на Новодевичьем кладбище (8 уч. 34 ряд).
Дочь — актриса Виктория Лепко.
ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Играл роли в пьесах В. Маяковского «Клоп» (Присыпкин), «Баня» (Оптимистенко), «Мистерия-буфф» (Поп, 1957).
«Бесприданница» А. Островского - Робинзон, Карандышев
«Под куполом цирка» Ильф, Петров и Катаев — Сироткин, Семечкин
«Юбилей вахтера» Урванцев — Баранов
«Вампука, невеста африканская…» Урванцев — 1-й эфиоп
«Слуга двух господ» Гольдони — Панталоне
«Вас вызывает Таймыр» Галич и Исаев — Бабурин
«Золотой телёнок» Ильф и Петров — Фунт
«Игроки» Н. Гоголя в композиции «Страницы минувшего» - Швохнев
«Жорж де Валера» Ж. П. Сартра - Сибило
«На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского - Мамев
«Простая девушка» В. Шкваркина - Макаров
«Потерянное письмо» Караджале - Фарфуриди
«Дамоклов меч» Н. Хикмета - Комиссионер
«Памятник себе» С. Михалкова - Вечеринкин
«Яблоко раздора» Бирюкова - Иван Климович Помазан
ПРИЗЫ И НАГРАДЫ
Награжден медалью «За оборону Москвы» (1944).
Лауреат первой премии Международного театрального фестиваля в Париже (1963, Присыпкин — «Клоп», Помазан — «Яблоко раздора»).
https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/sov/7970/bio/