
Анастасия Павловна Георгиевская, будущая актриса МХАТ, Народная артистка СССР, родилась в Орле в 1914 году и через год после окончания ГИТИСа в 1936 году была принята в труппу МХАТ, где проработала всю свою жизнь.
26 января 1985 года Б. Шатунов в газете «Орловская правда» опубликовал материал под названием «Народная артистка. Наши земляки»:«В бурном 1917 году, когда девочке было три года, она осталась без родителей и попала в Орловский детский дом. Здесь воспитывалась и училась. В двадцатые годы увлеченно играла в спектаклях. Увлечение с годами настолько захватило ее, что она уже не представляла себя вне театра. Горячая любовь к актерской профессии привела Настю в Московский театр юного зрителя, где некоторое время она выступала, используя опыт, приобретенный на орловской самодеятельной сцене. Затем поступила в Центральный техникум театрального искусства, при котором был театральный рабфак». (Впоследствии техникум был преобразован в Государственный институт театрального искусства (ГИТИС) имени А.В. Луначарского).
В 1935 году по окончании ГИТИСа А.П. Георгиевская в числе других выпускников была направлена в Киргизию, создавать театр русской драмы. В 1936 году вернулась в Москву с мечтой стать актрисой прославленного Московского Художественного академического театра Союза ССР имени М. Горького. Выдержала неслыханный конкурс – 500 человек на место.
А.П. Георгиевская – острохарактерная комедийная актриса.
В рецензии на спектакль «Егор Булычев и другие» М. Горького журнал «Театр» писал: «Георгиевская играет глупую, навязчивую Ксению, пробующую острить и влезать в чужой разговор, смешную в своей претензии казаться женой и хозяйкой, а по существу - никем не согретую, никому не нужную. Ловящую на лету, как нищий копейку, каждую добрую ноту в голосе Булычева и все же обеспокоенную более всего не его близкой смертью, а тем, что деньги могут достаться не ей».
Великая мхатовская актриса А.К. Тарасова, с которой Георгиевская работала в прославленном театре, как-то сказала об Анастасии Павловне: «Жар сердца, который чувствуется во всем, что бы ни делала актриса, –
вот то удивительное чувство, которым Георгиевская покоряет и зрителей, и нас, артистов».
В ее московской квартире на видном месте – портрет Василия Ивановича Качалова с дарственной надписью: «На память, на счастье… Горите, светите!» Это напутствие великого артиста стало девизом А.П. Георгиевской.
А.П. Георгиевская свою работу в Художественном театре начинала ярко и приметно. В 1938 году, после ввода на роль девчонки Глаши в «Грозе», она сыграла монашенку Таисью в «Достигаеве и других» М. Горького. (1938), обратив на себя внимание редкостным сочетанием открытого темперамента и острой характерности.
Одной из важных особенностей Георгиевской в подготовке образа было умение найти точный внешний образ и грим персонажа.
Одна из лучших ролей того времени А.П. Георгиевской – Наташа в Чеховских «Трех сестрах» (1940).
«Вл.И. Немирович-Данченко создал с нею роль Наташи в «Трех сестрах» (в первичном распределении о Георгиевской речи не было – названы были Андровская и Бендина); режиссер нашел решение жесткое, краски, почти нарушавшие общий колорит: в Наташе – Георгиевской была наглая яркость жизни (зерно – «явилась и зажгла»), неистребимая, покоряющая вера в себя и в свое право теснить сестер».
Инна Соловьева
«Наташа в исполнении молодой артистки Георгиевской – очень верное изображение того самого шершавого животного, о котором говорит Андрей Прозоров. Но, это верное изображение набросано несколько мелким способом: здесь, может быть, особенно здесь, в применении к столь непривлекательному жизненному материалу должны быть сохранены все благородство и лаконичность искусства автора»
Газета «Известия», 23.04.1940
Каждая новая работа А.П. Георгиевской находила блестящую оценку в прессе:
«Егор Булычёв и другие»
«…Комична и страшна Ксения (А.П. Георгиевская). В ней словно воплотилось все невежество, вся глупость воинствующая, наступающая, и такую активную Ксению мы впервые видим на сцене».
Газета «Правда», 24.03.1964
«Село Степанчиково и его обитатели»
«…Истинное наслаждение доставляют своим мастерством
А. Георгиевская в гротескной роли Обноскиной, В. Шиловский - Павел,
В. Невинный - Мизинчиков, Т. Ленникова - Татьяна Ивановна».
Газета «Комсомольская правда», 1.11.1970
«Все кончено»
«…С поразительной верностью раскрывает А. Георгиевская образ медицинской сестры – здесь словно соединились воедино профессиональный навык и человеческое сострадание».
Газета «Советская культура», 1.02.1980
https://museummhat.ru/muzei-mxat/exhibitions/vyistavka-%C2%ABanastasiya-georgievskaya%C2%BB.html