ЛЕБЕДЕВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
Заслуженный артист РСФСР (1953).
Народный артист РСФСР (1962).
Народный артист СССР (20.02.1968).
Герой Социалистического Труда (1987).
С 1927 года воспитывался у деда в Самаре, учился в средней школе № 13 им. Чапаева, затем в ФЗУ при заводе «Кинап», участвовал в заводской художественной самодеятельности; в 1932 году поступил в самарский ТРАМ.
В 1933 году «поповскому сыну» пришлось покинуть Самару; Евгений Лебедев поселился в Москве, работал в студии при Театре Красной армии. В 1936—1937 годах учился в Центральном техникуме театрального искусства (ЦЕТЕТИС, ныне — ГИТИС), с 1937 года — в училище Камерного театра (после объединения с двумя другими театральными училищами при московских театрах, с 1938 — Московское городское театральное училище), которое окончил в 1940 году (курс В. В. Готовцева).
С 1940 года — актёр Тбилисского ТЮЗа им. Л. М. Кагановича.
Здесь познакомился с Георгием Товстоноговым, с которым будет связана вся дальнейшая его творческая судьба.
В годы Великой Отечественной войны вместе с группой артистов театра выступал с концертами в воинских подразделениях и госпиталях. Преподавал актёрское мастерство в Грузинском театральном институте, в классе Товстоногова.
В 1949 году по личным обстоятельствам покинул Тбилиси и в поисках работы приехал в Москву; недолгое время служил в Театре промкооперации. На актёрской бирже он встретил Товстоногова.
С 1949 года — артист Ленинградского театра имени Ленинского комсомола.
С 1956 года — артист АБДТ имени Горького (с 1992 года — имени Г.А. Товстоногова).
Доцент Ленинградского института театра, музыки и кино (с 1958 года).
Ушёл из жизни 9 июня 1997 года в Санкт-Петербурге. Похоронен актёр на Литераторских мостках Волковского кладбища (Санкт-Петербург).
Был женат на сестре Г.А.Товстоногова — Нателе Александровне. Сын — кинорежиссёр Алексей Лебедев.
В его честь назван театр в городе Балаково — Балаковский драматический театр имени Е.А. Лебедева, а в июне 2001 г. перед зданием театра установлен памятник великому актёру.
Очень труден для режиссера этот артист, Евгений Лебедев… Он не удовлетворится однозначным, привычным объяснением. Мучаясь своим желанием докопаться до самой сути того зернышка, в котором заложен главный смысл будущей роли, будущего характера, он «мучает» и режиссера, и партнеров. Начиная репетиции, он хочет глубоко осмыслить всю пьесу, все творчество автора, всю его жизнь, чтобы затем отобрать самое главное, самое существенное, определяющее и типическое.
Он должен сделать своим лично содержание и значение роли, чтобы затем жить на сцене жизнью героя, стремясь к вершине «жизни человеческого духа», как любил говорить Станиславский.
Можно объяснить актеру, что такое Бессеменов в пьесе Горького «Мещане», можно поставить его в определенные обстоятельства, построить отношения с партнерами, но нельзя подсказать, как плачет Бессеменов и вытирает глаза скатертью со стола, беспомощно расставив колени, жалко и нелепо… Это дается актеру системой жизненных наблюдений, это вдохновенный результат кропотливейшей работы.
Лебедев из тех актеров, которые хотят видеть в режиссере единомышленника, вовлекают его в серьезный, глубокий разговор о жизни. Вот пример — наша последняя работа над инсценировкой толстовского «Холстомера». Лебедев хочет осмыслить значение всего творчества Толстого. И поняв и прочувствовав его, так сыграет пантомиму смерти, что партнеры будут плакать на репетиции этой сцены…
Вот для того, чтобы прийти к этому, Лебедеву и надо знать все о Толстом, и надо знать, что режиссер тоже знает, и тоже мог бы нарисовать или выложить из дерева портрет великого писателя, если бы он умел это делать, как умеет сам Лебедев.
С ним трудно идти вместе к результату, но результат в его лучших работах на такой высоте, что хочется быть его сотоварищем в поисках единственно точного решения, когда отчетливо ясно, во имя чего мы сегодня ставим спектакль, во имя чего он играет роль. И в награду приходит легкость, сознание осуществленного замысла, гордость театральной профессией, понимание ее необходимости и нужности для людей.
Лебедев всегда социален и конкретно историчен, в самом его облике — демократичность и народность, он сам плоть от плоти представитель своего народа, своей советской страны. Он соединяет в себе традиции реалистического театра и современность.
Я бесконечно рад, что жизнь свела меня с этим артистом и человеком, у которого я многому учусь. Не представляю себе актерскую труппу БДТ без Евгения Лебедева, труженика, беспокойного и всегда молодого искателя.
Георгий Товстоногов
Ленинградец Евгений Лебедев — неукротимый, сильный актер, готовый в поисках правды истязать себя!
Василий Шукшин
Однажды я спросил у Евгения Алексеевича Лебедева, игравшего Фирса: « Как получается, что уже, выйдя из театра, продолжаешь еще долго жить с Вашей фразой « а человека-то забыли?».
Она трогала необычайно. Лебедев отвечал: «Понимаете, Володя, я иду на спектакль пешком и заглядываю в лица людей и вижу в этих лицах судьбы, несчастья, беспредельное одиночество, — всю тяжесть бытия. И я несу в себе эту человеческую общность страдания и выхожу с ней на сцену. Когда я надеваю белые перчатки слуги, я больше не Лебедев, я — Фирс».
Лебедев мог сыграть не только Бабу Ягу, что угодно — например, солнце.
Садился на колени и постепенно поднимался из-за края стола: солнце вставало, просыпалось, брови двигались, оживали глаза…
Лебедев был подобен обломку уходящей эпохи. Он нес в себе атмосферу автора. В театре это так же важно, как и в музыке. Композитор тоже оставляет нам свое видение эпохи, в которую он жил, выраженное в интонациях его собственного голоса.
Владимир Спиваков
Евгений Лебедев отличался крепким, трагическим характером. Он, как лучший представитель русской театральной школы, в полной мере владел искусством тонкого психологического анализа и яркой буффонадной выразительностью. Он сочетал в себе все, что создало славу русской театральной школы.
А его проза, его рисунки, его скульптуры?
Глыба!
Кирилл Лавров
Это удивительно счастливая судьба.
Счастье — в том, что тот сильный острый дар, который отпущен ему природой, Евгений Лебедев сумел осуществить полно и вовремя. Он играет много, упоенно, разно.
И сейчас, спустя много лет. Не могу забыть страха и ненависти, которые я испытывал, слушая истерические выкрики Артуро Уи! В нем соединялись одновременно и трусость, и невежество, и хитрость, и коварство, и отчаянность. Передо мною как бы переливалась всеми оттенками порожденная фашизмом, но именно человеческая натура.
…Общение с Лебедевым — удовольствие. Он талантлив разнообразно, он пишет, мастерит, лепит, вырезает из дерева, он любит рукомесло, любит работать.
До чего привлекательна его всеобъемлющая жадность, нетерпимость, азартность. Мне нравится и то, что у него есть неудачи, что он неровен в творчестве. Это тоже показатель большого таланта. Все и всегда получается лишь у ремесленников.
В Евгении Лебедеве пленяет народность его дарования, иногда стихийность, соединенная с высокой культурой, с любознательностью постоянно думающего, зорко наблюдающего жизнь художника. Он щедр, порой расточителен от переполняющих его сил и возможностей.
Даниил Гранин
По духу, по крови, по темпераменту, по вере, по одержимости, по работоспособности, по добросовестности и по талантливости Евгений Лебедев – великий русский актер.
Я играла с ним в « Варварах». Он Маврикий Монахов. Я – Надежда Монахова. А в «Старшей сестре» А. Володина он играл Дядю Митю, а я Надю Резаеву. В «Идиоте» я - Настасью Филипповну, он - Парфена Рогожина. Своего Парфена Рогожина он, мне кажется, любил больше других ролей. Финальную сцену они с Кешей играли замедленно и с той идеальной сценической простотой, которая всегда почиталась в театре как высшее проявление драматического таланта. Рыдали зрители, а эти двое — Лебедев и Смоктуновский – были конкретны, точны, собранны, поэтому их игра была выразительна необыкновенно.
Везде — другой, неузнаваемый, неожиданный. Всегда — открытие. И всегда игра — на пределе сил. Не жадничал, не берег себя, работал на сцене, как работает справный мужик в поле — до черного пота на рубахе, до забвения себя.
Татьяна Доронина