БЕНЦИАНОВ БЕН НИКОЛАЕВИЧ
БЕНЦИОН НОЕВИЧ БАРАНЧИК
Родился 3 октября 1918 года в Ростове-на-Дону.
Артист советской и российской эстрады, конферансье.
Заслуженный артист РСФСР (21.06.1968).
Заслуженный артист Дагестанской АССР (1971).
заслуженный артист Киргизской ССР (1974).
Народный артист РСФСР (12.12.1989).
Школьные годы провел в Ленинграде, с 5-го класса занимался в драмкружке у П. Юринова, суфлера в Ленинградском академическом театре драмы им. А. Пушкина. Благодаря этому оказался в роли одного из арапчат в возобновленной в 1932 году постановке В. Мейерхольда «Дон Жуан» Мольера. В 1934 году вместе с родителями переехал в Забайкалье (г. Балей), поступил в «Рабочий театр», где сыграл Хлестакова («Ревизор»), Швандю («Любовь Яровая») и другие роли.
Вернувшись в Ленинград в 1937 году, окончил школу-студию под руководством Бориса Бабочкина, где его однокашниками были Владислав Стржельчик и Ефим Копелян).
В 1939 году был призван в армию, участвовал в войне с Финляндией (1939-1940) и в Великой Отечественной, тяжело ранен, демобилизован. Работал в Башкирской и Новосибирской филармониях, в составе бригады Ленинградского академического театра драмы им. Пушкина снова на фронте, уже в качестве актера.
С конца 40-х гг. работал в Ленинграде в Новом театре-студии (позднее Театр драмы и комедии на Литейном).
С марта 1951 года - в ансамбле эстрадных артистов Ленгосэстрады под рук. А. Блехмана вместе со своей будущей партнершей и женой Л. Александровой. В одной из первых программ «Не проходите мимо» в миниатюре Л. Славина Бенцианов сыграл глупого бюрократа Доморощенко, нашел для него точную пластику, грим. Удачно найденный персонаж сохранился в следующей программе «По разным адресам». Начал исполнять скетчи, интермедии, монологи, конферировать. Возглавил группу актеров, отделившуюся от ансамбля Блехмана, показал эстрадно-музыкальные представления «Здравствуйте!» (1958, реж. А. Белинский) и «Люди с чемоданчиком» (1960).
С начала 60-х гг. стал выступать один в сборных концертах. В 1975 году он показал сольную двухчасовую программу «Весна в Октябре». За ней последовали «Быть человеком» (1976), «После длинных дорог» (1978), «Мое человечество» (1980), «Соль земли» (1982), «Признание в любви» (1986), «Лица друзей» (1988), «Россия - боль и радость моя» (1992).
Солист «Ленконцерта» (затем - «Петербург-концерта»).
Умер 2 апреля 2009 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище.
ПРИЗЫ И НАГРАДЫ
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (24 декабря 2008).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (22 ноября 1999).
Орден Дружбы (6 мая 1994).
Орден Трудового Красного Знамени.
Орден Отечественной войны II степени (1985).
Орден «Знак Почёта».
Медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За трудовую доблесть», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».
ПУБЛИКАЦИИ
«Я ТАК И НЕ НАУЧИЛСЯ СОЗЕРЦАТЬ»
3, 4 и 6 октября 2003 года в Театре эстрады пройдут концерты, посвященные 85-летию Бена Бенцианова, народного артиста России, вот уже более пятидесяти лет выступающего в жанре конферанса, музыкального фельетона, публицистики, творческих портретов современников. Награды Бенцианову вручали все руководители страны от Хрущева до Путина.
Бен Николаевич продолжает работать и сегодня: когда я пришла к нему брать интервью, он только что вернулся с концерта, при этом был бодр и свеж. Так уж получилось, что мы разговорились, стоя у рояля, так и провели все полтора часа на ногах. Собеседник не выказывал признаков усталости, напротив, держался так прямо, что и я невольно подтягивалась, а вспоминая прошлое, не запамятовал ни одной фамилии.
Подражать умеют и попугаи
— Бен Николаевич, как вы воспринимаете современное состояние эстрады, которое, так уж случилось, воплощено в «Аншлаге» и «Смехопанораме»?
— Если бы Райкину в горячечном сне приснился хоть один процент эфирного времени, которое занимает сегодня Евгений Ваганович Петросян, он, наверное, проснулся бы в холодном поту, потому что ему нечего больше сказать. А Петросян не стесняется вещать про тещу, вонючий лифт, санузел, секс. Это все делается, чтобы сидящие в зале и у телевизора подталкивали друг друга: «Вот, жена, ты меня все ругаешь, а Петросян-то вон кого показывает!» Многим нравится, что есть глупее, чем он, подлее, чем он, отвратительнее.
Но на эстраде работают исполнители, которые не изменили своего отношения с слову, тот же Жванецкий являет чудо, его юмор — он за тремя вуалями: понял — хорошо, не понял — поучись, голубчик, может, Бог даст тебе еще полизвилинки. Или вот Арлазоров — это имя вам может показаться спорным, но далеко не простая работа — вот так расшевелить зал. Не то что у Петросяна, который после каждой ничтожной интермедии подставляет фонограмму с овациями. Этому уже научилась его жена, хотя о ней не могу не сказать несколько добрых слов: она артистка на эстраде не случайная, можно даже сказать, что это Петросян — муж Степаненко.
— А кто вам симпатичен?
— Карцев, он воплощает наше искусство. Геннадий Хазанов, правда, в последнее время он расстался с эстрадой, перестал ее замечать, она пала настолько низко, что он чувствует себя некомфортно, все заняли так называемые авторы-исполнители. Продолжает выступать Клара Новикова, не потерявшая своего отношения к жанру, не опустившаяся, уже никого не поражающая, но и не шокирующая.
— А из молодых?
— Мне очень нравится Максим Галкин. Но на него, к сожалению, плохо действует слава. Максиму нужно делать то, что никто лучше него не сможет, а он начинает петь с Пугачевой, что лучше делали и еще будут. Чем-то там еще он занимается, до чего лучше не дотрагиваться. Максим думает, что умеет делать пародии, но это не пародии, а подражание, что нетрудно, подражать умеют и попугаи. Пародия — высокое искусство, им в совершенстве владел рано ушедший из жизни Чистяков. У Штокбанта в «Буффе» была девочка — Воробей, она умеет делать пародии, жалко, что попала под жернова «Аншлага». А Штокбант у нас недооценен, его спектакли — это штучный товар, недаром каждый вечер переполнены все пять залов театра.
Пять лет без отпуска
— Поделитесь, как вам удалось сохранить прекрасную физическую и интеллектуальную форму?
— Дело свое люблю и работаю очень много. Если я остановлюсь, тут же окажусь на кладбище. Пять лет не был в отпуске, меня все упрашивали в отделе кадров «Петербург-концерта»: «Возьмите!» Оказывается, есть положение, что если отпуск не берешь, а в это время умрешь, то они должны выплатить отпускные в трехкратном размере.
— Кому?
— Ну, вероятно, дирекции кладбища (смеется). «Ну ладно, — говорю, — возьму», — потому что как раз хотел сесть за книгу. Меня старший сын все уговаривал: «Ну папочка, миленький, твои встречи с Хрущевым, Гагариным, Брежневым, ну кто еще сможет об этом написать?»
— Есть пикантные подробности?
— Пикантные я обходил… Хотя я вам назвал столько мужских фамилий, что нетрудно догадаться, о каких подробностях можно говорить.
Вообще же это книга о себе, называется «Мгновения». Я, правда, не помню совершенно начала жизни, будто бы мне сразу было 17 лет. Это я на войне после контузии, слепоты и глухоты потерял память. Потом потихоньку все стало возвращаться, но вижу и слышу до сих пор плохо. И вот что интересно — ярче всего помню все, связанное со сценой, даже драмкружок и участие, ребенком, в спектакле Мейерхольда «Дон Жуан» в Александринке.
Я готовил себя к драматической карьере, закончил студию БДТ у Бориса Бабочкина. На моем курсе учились Владька Стржельчик, Фима Копелян. Вот эти артисты выше планки, которую я для себя установил, но которую, как мне кажется, достиг.
Душители эстрады
— Почему такой жанр как конферанс ушел с эстрады?
— Его задушили еще в советское время — у нас Романов, в Москве — Суслов и им подобные. Они ненавидели эстраду. Ну а сейчас никто из молодых не может поверить, что можно выйти и легко так острить, неожиданно смешить. Вот был Олег Милявский, московский конферансье, лучший из нас. Помню какой-то концерт для руководителей промышленности, и номера как на подбор: русский народный оркестр, русский танец, русская песня. Затем Олег объявляет: «Выступает скрипач Леонид Коган». Вдруг голос из зала: «Русский?» Милявский секунду помедлил: «Советский». Раздались аплодисмены. Дождавшись паузы, Олег добавил: «А вопрос — антисоветский». Во втором отделении, объявив номер Лившица и Левенбука, осведомился: «У вас, товарищ, ко мне вопросы есть?»
Мне тоже иногда удавалось найти точную репризу. Как-то давали концерт в воинской части накануне Нового года и договорились выступать не больше чем по пять минут. Но вот вышел певец Григорий Прага, спел длинную арию, и только я сделал шаг на сцену, как начал вторую. За кулисами возмутились, в зале заскучали. Наконец закончил и вдруг заявляет: «Ну а теперь я с большим удовольствием исполню:» Тут я подошел, отобрал микрофон: «Концерт из Праги закончен!»
— Учеников, как я понимаю, у вас нет?
— Трагедия моей жизни в том, что, отдав жизнь этому искусству, я не вижу ни одного человека, который пошел бы по моим стопам. Особенно молодежь робеет перед крепостью, которая называется публицистикой.
…Какой-то мудрец сказал, что первую четверть жизни человек растет, вторую — мужает, набирается ума, третью обязан все полученное от людей им вернуть, ну а в четвертую получает право на созерцание. И вот я уже перешел в эту четверть, но до сих пор никак не могу начать созерцать!
Перебирал я недавно томики стихов советских поэтов, которые с идиотским упорством приволок из России вo Флoриду, пocтaвил в шкaф и вoт уже более десяти лет к ним не притрагивался. И вдруг из одной книжки выпал пригласительный билет. На нём надпись oт руки: "На два лица. Бен Бенцианов." И дата: вторник 3 февраля 1987 года. И адрec: Творческая встреча. Дворец работников искусств. Невский проспект, 86. Непреодолимо захотелось позвонить aртиcту, кoтoрoгo нe видeл тaк дaвнo. Bедь Бeну, ecли нe измeняeт пaмять, только-только 86 стукнуло, вдруг ещё помнит наши с ним пляжные беседы и нечастые ленинградские застолья у наших общих друзей?
Набираю Санкт-Петербург. Слышу в трубкe знакомый голос:
- Алло!
- Здравствуйте, Бен Николаевич! Это Миша Меерсон, звоню из Майами. Читатели журнала "Флорида", c кoтoрым я coтрудничaю, Вас хорошо помнят и любят. Просили поздравить с еврейским Новым годом.
- Привет, Mишa, вот те на, как далеко и кaк неожиданно! Помню я вашу сочинскую компанию с Машей Аптекманoм во главе. Спасибо за звонок.
- Как здоровье, работаете ли и где ?
- Здоровье по возрасту. Выступаю теперь редко, сборные кoнцeрты теперь дороговаты и билеты соответственно. Люди идут не очень… Нынче больше работаю в кабинете - возглавляю концертную ассоциацию, так что кручусь понемногу. Ещё пишу книжку, xoчу нaзвaть ee "Mгнoвeния". Я вeдь нa фрoнтe пocлe кoнтузии ocлeп, oглox и пaмять пoтeрял. Пoтoм вoccтaнoвилacь, прaвдa, нo вce, чтo дo 17 лeт, нe пoмню, кaк oтрeзaлo. A тaк-тo есть что вспомнить, вcтрeчaлcя c Гaгaриным, Xрущeвым, Брeжнeвым, училcя нa курce у Бoриca Бaбoчкинa c Bлaдькoй Cтржeльчикoм, Фимoй Koпeлянoм… Привет читателям журнала "Флорида". А интервью я теперь не даю. Считайте этот разговор просто беседой со старым знакомым.
- Спасибо и на этом. Всего Вам наилучшего, привет от всех, кого помните. Счастья в Новом году!
Так уж получилось, что пару бархатных сезонов мы провалялись рядышком на пляже сочинской гостиницы "Жемчужина". Он с удовольствием рассказывал всякие байки, найдя во мне благодарного слушателя, а поговорить Бен любил. На ежедневных совместных обедах (а у нас была большая компания) он руководил застольем, да и потом, уже в Ленинграде, всегда "тамадил" и совершенно не терпел конкуренции.
Конечно, многое забылось. Очень меня впечатлил его рассказ о том, как выучил конферанс на японском и вёл концерт советских артистов на какой-то выставке в Токио. Он тут же продемонстрировал несколько фраз, гордясь произведённым впечатлением.
Бен прекрасно пел, в том числе и со всеми вместе, особенно когда за пианино садились виртуозы - Яша Штрамер или Юра Аптекман. Потом я с удивлением узнал, что наш тамада плохо слышит - результат тяжёлой контузии на фронте.
Запомнилась история вручения ему медали "За трудовую доблесть". Когда в знаменитом Ленинском зале в Смольном объявили: "Баранчик Бен Ноевич", - все присутствующие в недоумении стали переглядываться - это кто?
Бен встал и пошёл в президиум за наградой. Тогда его узнали, послышались аплодисменты. Да это Бенцианов! Дремучий антисемит Романов скривил удивлённую физиономию и забыл пожать артисту руку.
В Волхове на юбилее первой советской гидроэлектростанции состоялся праздничный концерт. В программе Бен Бенцианов в цикле рассказов о Ленине поведал залу притчу о том, как будущий вождь и учитель для проведения Лондонского съезда одолжил деньги у какого-то английского миллионера. Обещал вернуть, когда власть в России перейдёт к коммунистам. Уже в годы НЭПа сын этого миллионера побывал в Москве по каким-то делам. Узнав об этом, честный Ильич распорядился вернуть долг с процентами.
В зале присутствовал городской вождь - всё тот же Г.В. Романов. Все аплодировали, "хозяин" хмурился. Вернувшись в Питер, Бен обнаружил, что афиши его концертов снимают с театральных тумб и фамилию вымарывают из объявлений о выступлениях. На недоумённый звонок директору филармонии последовал довольно резкий ответ: "Ваши выступления по указанию Романова отменяются до выяснения правдивости Лондонской истории. Ждите решения". Ждал почти неделю. Слава Богу, всё обошлось. Афиши водворили на место. Кстати, живёт Бен в переулке Ильича. (Забыл я спросить - не переименовали ли). Там и бани Ильичёвские.
Ставка Бенцианова была 16 рублей за концерт - особо не разгуляешься. Поэтому колесила его бригада по всей стране, работая на износ. Взаимоотношения внутри коллектива были довольно демократическими, однако фамильярности к себе Бен не допускал и за свой обеденный стол никого не приглашал, действуя по принципу: "Что дозволено попу, не дозволено дьякону". Раздавая ключи в гостинице, провозглашал:
- Ваша задача во время гастролей предельно загадить свои номера. И ещё - я сегодня добился для наших лилипутов кроватей на двоих, а не на троих, как в прошлый раз. Так что можете спать вдоль, а не поперёк.
На него обижались, но помалкивали, всё-таки "Босс"
Бен выкладывался на каждом выступлении с полной отдачей и публика его бесконечно любила. Успех сопутствовал его гастролям. Особенно после того как приехал он после землетрясения в разрушенный Буйнакск (да-да , тот самый в Дагестане, что подвергся недавно нападению террористов) и дал концерт на единственном не пострадавшем месте - на стадионе, да ещё бесплатно. С тех пор к его званию заслуженный артист РСФСР и Киргизии прибавилось и Дагестанской АССР. K cлoву, нeдaвнo Бeн Никoлaeвич cтaл нaрoдным aртиcтoм Рoccии, чтo, нa мoй взгляд, нecкoлькo пoзднoвaтo, пocкoльку звaниe этo oн cвoим тaлaнтoм и уcпexoм у зритeлeй зacлужил мнoгo лeт нaзaд.
Мастер остроумного монолога он всегда поражал публику неожиданным поворотом сюжета. Например, скороговоркой:
По Калининскому проспекту в Москве бежит взволнованная женщина.
- Вы не знаете, где тут Институт Стали? - спрашивает она у милиционера.
- Вот Институт Стали, - показывает тот на ближайшую "высотку".
- Здесь Институт Стали? - спрашивает женщина на входе.
- Здесь Институт Стали, - отвечают на проходной. - А Вам,
собственно, куда?
- Мне срочно нужна лаборатория твёрдых сплавов!
- Здесь лаборатория твёрдых сплавов? -cпрашивает запыхавшаяся женщина.
- Здесь лаборатория твёрдых сплавов, а Вам кого?
- Мне нужен инженер Иванов, здесь инженер Иванов?
- Я инженер Иванов, - говорит Иванов, вставая из-за стола.
- Вы вчера спасли мою доченьку, которая чуть не утонула в Чистых прудах?
- Я, - скромно отвечает Иванов испуганной мамаше.
Далее следует многозначительная пауза, а затем подозрительно:
- А тюбетеечка где?
Зал взрывается от хохота. Такого финала никто не ожидал.
Мне уже трудно припомнить, что исполнялось со сцены, а что - во время застолий. Вот ещё одна бeнбенциановская притча:
Жили до войны и работали в колхозе два брата. Один был трактористом, а другой бригадиром. Ушёл бригадир на фронт. Пришли в село немцы, и младший брат - тракторист стал полицаем. А когда война закончилась, его осудили и посадили. Вернулся он домой через несколько лет и снова стал трактористом.
А бригадир, вернувшийся с войны после ранений, весь в орденах и медалях, стал работать на прежнем месте.
Через некоторое время бывшего полицая, амнистированного по полной программе, назначают бригадиром, потом и директором совхоза, орденом награждают.
Сидят как-то братья за бутылкой и старший у младшего спрашивает:
- Как так, я воевал и награждён за подвиги, а всё бригадир, а ты…
- А очень всё просто, - отвечает младший, - ты в анкетах писал, что брат у тебя полицаем был, вот тебя и не выдвигали никуда. А я писал, что брат у меня герой. Вот и вышел досрочно, да и карьеру сделал.
Тут и задумаешься. В то время без анкеты никуда, - ни на учёбу, ни на работу, ни квартиру получить. Актуальная была притча, как и всё, что Бен исполнял.
Бену Бенцианову 86 лет. Ну, разве можно в это поверить, когда он подтянутый и красивый со своей знаменитой солнечной улыбкой до сих пор выходит на сцену? Конечно, концерты уже не сольные, но всё равно публика воодушевлённо аплодирует популярному артисту, его куплетам, его остроумию и мастерству и постоянному заключительному монологу:
Я на эстраде в боевом строю.
Удачи были, неудачи были.
Я жизнь свою эстраде отдаю
Лишь для того, чтоб люди лучше жили.
Вот о чём напомнила мне старая контрамарка, выпaвшaя из тoмикa пoэзии.
Aвeнтурa, Флoридa