Азанбек Джанаев (1919-1989)
В истории осетинского изобразительного искусства много ярких талантливых имен. Одно из них — Азанбек Джанаев, народный художник РСФСР, заслуженный деятель искусств СОАССР, лауреат премии К.Л.Хетагурова.
Азанбек Джанаев относится к тому поколению художников, которые пришли в осетинское изобразительное искусство в конце 50-х начале 60-х годов, пополнив собой тогда еще немногочисленную плеяду художников-профессионалов. Человек своего времени, воспитанный настоящим патриотом, он был заражен страстью к учебе и горячей любовью к Родине. А.Джанаев воистину народный художник ему дорого все что связанно с историей, жизнью и бытом осетинского народа. Весь свой талант он направляет на то, чтобы как можно достовернее и глубже передать это в своих произведениях.
Наследие А.Джанаева бережно собирается и хранится в коллекциях музеев, особенно полным и многочисленным собранием может похвастаться Северо-Осетинский художественный музей им. М.С.Туганова. В залах музея регулярно развертываются выставки работ этого художника и тогда перед зрителями оживает Осетия со своей историей, эпосом и современностью.
Живопись, графика, скульптура, кинематография — таков диапазон
творческой деятельности А.Джанаева. Неуемная жажда познания, энергия, трудолюбие, стремление попробовать свои силы в разных областях толкали его к поискам новых возможностей для самовыражения. Он создал произведения, вошедшие в сокровищницу национального искусства.
Родился Азанбек Джанаев в 1919 году в городе Владикавказ. В 15 лет он поступает в местный педагогический техникум, а в 1937 едет в Ленинград и поступает в 6 класс художественной школы при Всероссийской Академии художеств. В 1939 году Джанаев участвует во Всесоюзной выставке самодеятельных художников в Москве. В 1940 году исполняется его мечта — он студент живописного факультета института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. Но война на долгие пять лет отрывает Джанаева от учебы. Азанбек уходит на фронт. После тяжелой контузии в 1943 году он демобилизуется и возвращается в родной город.
Само время диктовало основные темы – Азанбек создает произведения, проникнутые чувством глубокого патриотизма: «Бой под селением Гизель», «Героический подвиг Ч.З.Мильдзихова», «Подвиг Ботоева», «Портрет Исса Плиева» и др. И пусть эти работы еще не отличаются тем мастерством в композиции и рисунке, которым так виртуозно овладеет Азанбек Джанаев к окончанию института, но они несут в себе огромный заряд любви к родине ее верным защитникам. Великая Отечественная война определила гражданственную позицию Джанаева как художника — быть в курсе общественных проблем современности, утверждать положительный идеал советского человека в искусстве. Запечатлеть для потомков героические дела защитников родины художник считает для себя главной задачей. В достоверной и убедительной передаче военных событий и героев войны помогло художнику его личное участие в войне. Люди сильных характеров, значительных судеб становятся героями его произведений.
После войны он возвращается в институт и переводится на графический факультет, где в то время преподавали замечательные мастера советской графики К.И.Рудаков и И.М.Конашевич.
За время учебы Азанбек создает иллюстрации к поэме М.Ю.Лермонтова «Измаил-Бей», пишет картину «Аланы в походе». Это полотно — восхищение историческим прошлым осетин. Лишь на мгновение придержали воинствующие аланы коней на вершине холма и тут же готовы ринуться вперед. Уже в этой работе ясно проступил тот темперамент, тот неспокойный характер Джанаева, который так ясно прочитывается в более поздних его работах.
В это же время Джанаев вынашивает мечту об иллюстрировании «Нартских сказаний». Эту тему он и берет для своей дипломной работы. Первым среди художников к иллюстрированию «Нартских сказаний» обратился выдающийся осетинский художник М.С.Туганов. Его воздействие на молодых художников было огромно. Не только произведения, но и общение с Тугановым, его дружеские советы были важны для начинающего художника.
Сам Джанаев так вспоминал о встречах с Тугановым: «Никто так, как он не выразил дух своего народа. Я часто с ним встречался, и каждый раз уходил обогащенный. Он был для меня своеобразной школой, можно сказать институтом». Туганов создает настолько убедительный, впечатляющий образ нартов, что невольно приходишь к выводу: именно такими, только такими они должны быть. Он через психологическую характеристику каждого персонажа дает представление об особенностях своего народа. Наиболее ярко это выражено в таких листах, как «Батрадз в борьбе с небожителями», где фигура одного Батрадза символизирует собой всю неустрашимость, смелость , весь непокорный нрав нартов.
Очень трудно было для молодого художника не повторить Туганова, найти свою интерпретацию образа. Временную трактовку образов Туганова Джанаев сохраняет в своих работах — оба они отталкиваются от средневековой Алании, привлекая даже более ранние исторические пласты. Джанаев берет из нартских сказаний для иллюстрирования сюжеты, передающие героические эпизоды эпоса, отступает от текста, чтобы придать ему больше динамичности, экспрессивности.
Ни в одном из вариантов нартских сказаний нет такой интерпретации гибели нартов, какую дает нам Джанаев в листе «Бой нартов с небожителями» или «Гибель нартов». Он показывает момент столкновения противоборствующих сил – небожителей и нартов. Листы, этой серии, полные захватывающей силы и динамики, глубокого историзма, стали программным произведением художника, свидетельством его зрелости и мастерства. Художнику удалось выразить силу, мощь и величие нартских героев.
Преподаватели отметили эту серию «как выдающееся явление, говорящее об их авторе как об опытном рисовальщике – профессионале с богатой фантазией, совершенно свободно владеющем сложнейшими композициями». В работах Джанаева живет живой, нетерпеливый, страстный характер автора; за редким исключением они начисто лишены статичности, спокойствия.
После окончания института неугомонная жажда познания приводит Джанаева в Москву. Он поступает на режиссерский факультет ВГИКА. Азанбек мечтает о создании в Осетии своей студии художественных фильмов. Но, узнав, что для этого в ближайшие годы нет возможностей, он приходит к выводу о бесполезности в таком случае продолжать учебу.
Недаром говорят что , если ты умеешь мечтать ,то мечты сбываются: благодаря редкому упорству и целеустремленности, он все-таки претворяет свою мечту о создании художественного фильма в жизнь. Сначала дебютирует, как художник, в фильме «Фатима» (производство Грузия-фильм). Прекрасный этнограф, он сумел тонко передать в декорациях, в одежде национальный колорит.
Затем приступает к созданию художественного фильма — фильм «Осетинская легенда» по произведению барона Икскуля «Тбау Уацилла». Он несколько лет и много сил отдает своему творению , буквально каждая деталь фильма была им взвешена, выстрадана. Исполнители ролей в фильме выбирались им с таким же пристрастием, они должны были быть носителями наиболее характерных национальных черт. Этот первый художественный фильм целиком рождался только благодаря фанатичному энтузиазму его создателей. Даже некоторые костюмы к нему Азанбеку приходилось шить самому. Сценарист, художник, режиссер – вот перечень его основных обязанностей. Только страстное желание этого человека создать фильм «Осетинская легенда» помогло ему преодолеть все трудности.
В августе 1966 г. «Спутник кинозрителя» писал: «Очевидно, имя это надо запомнить. Фильм «Осетинская легенда» переводит его из рядов кинолюбителей в число профессионалов. Ведь можно сравнить его работу с массовой продукцией киностудий и тогда окажется, что сравнение-то это не выгодно для многих профессиональных картин».
Значительное место в творчестве художника занимает историческая тема, он не раз обращается к событиям периода революции и Гражданской войны (серия «Осетия в прошлом», «Прибытие Дзарахохова с делегатами «Дикой дивизии» в Петроград» и др.) В них художник утверждает принцип интернационализма, единства людей в борьбе за общее дело.
В 50-е годы Джанаев создает величественный портрет легендарного сына осетинского народа талантливого полководца, дважды Героя Советского Союза Генерала армии Исса Плиева. На первом плане картины военачальник в бурке, папахе, на прекрасном, могучем коне, суровое лицо, взгляд обращен вдаль. За его спиной внизу идет дислокация войск — его конный отряд ,наводящий ужас на врага и передвигающиеся по заснеженным полям танки. Все это действие происходит на фоне тревожного неба, покрытого серыми облаками. Само название картины символично: «Победитель. Генерал армии Исса Плиев». К 66 — летию Победы в городе Москва в музее Великой Отечественной Войны экспонировалась выставка посвященная присвоению городу Владикавказу звания «Владикавказ — город Воинской Славы». Эта картина А.Джанаева претворяла выставку.
Работая над конкретным национальным образом, художник накапливает иконографический материал, который в дальнейшем используется в работе над жанровой картиной. Так в огромном полотне «Вывод невесты» отдельные фрагменты композиции, образы стариков, гостей, воспринимаются как портретные образы в силу своей завершенности и убедительной силы характеров. В горном селе свадьба . Радостные лица гостей, невеста в национальном платье скромно потупив взор — олицетворение молодости и целомудрия. И над всем этим прекрасное голубое небо и величественные горы.
Убедителен и собирательный образ народного героя Чермена «Чермен». Образ бунтаря, восставшего против существующей несправедливости, воплощает в себе народную силу, мощь, свободолюбие. Джанаев долго и мучительно вынашивал замысел создания фильма «Чермен». Но не вышло, не дали, он так и не смог перешагнуть через бюрократический барьер и сломался.
Обращается художник и к такому жанру как портрет. В работе над образами таких выдающихся деятелей осетинской культуры, как Коста Хетагуров («Коста, сидящий за столом», «Коста- художник») и Владимира Тхапсаева («Портрет актера В.Тхапсаева в роли Отело») внимание художника сконцентрировано на передаче богатства внутреннего мира, глубины их духовной жизни.
В 70-х годах Джанаев вновь обращается к «Нартскому эпосу». В отличие от раннего цикла, поздние листы при всей их взаимосвязи, образной системы отличаются повышенным интересом к цвету («Плач Дзерассы над телами Ахсара и Ахсартага», «Свадьба Батрадза»), а в композиции «Гибель нартов» усилением драматического звучания. Трагическое,звучание этого произведения создается пластической трактовкой форм, тональным решением листа, контрастом светотеневых отношений. Новые листы нартской серии отмечены печатью виртуозного мастерства; безукоризненным совершенством форм и линий, пластической выразительностью.
Во всех его произведениях, будь то живопись или графика, обращает на себя внимание четкий выразительный рисунок, сложная развитая композиция, в которой ясно читается замысел художника. И хотя Джанаев работает в различных областях изобразительного искусства, он остается прежде всего графиком. Даже в живописных работах наиболее сильной стороной остается рисунок: очень динамичный, быстрый, полный внутренней энергии, передающий стремительное движение.
Джанаев выступал и как прекрасный анималист. Редко какое произведение художника обходится без изображения лошадей. Еще в детстве он подолгу любовался красотой этого животного,изучал его строение, повадки, делал зарисовки.
В 1981-1982 годах художник создает серию «Поэма о коне» — дань любви к этому благородному животному. В работах художника конь-это верный друг, готовый выручить своего хозяина в сложных ситуациях Художник показывает его неразрывное единство с человеком. В совершенстве зная анатомию коня, Джанаев изображает его во всевозможных ракурсах. Он любуется его красотой, его грацией, благородной осанкой.
Пробует свои силы Джанаев и в скульптуре: «Старики», «Всадник», «Аланский воин» , всего в коллекции художественного музея семь работ, выполненных в гипсе. Все творчество Азанбека Джанаева подтверждает истину что талантливы человек талантлив во всем.
На протяжении всего творческого пути Джанаев выбирает темы и сюжеты, рожденные жизнью и имеющие важное историческое значение в судьбе осетинского народа — он черпал вдохновение в древней истории своего народа в его эпосе и в настоящем времени.
ДАРЧИЕВА З.Д.
http://www.hudmuz15.ru/2015/07/azanbek-dzhanaev-1919-1989/