События

« Назад

Юбилей Ирины Муравьевой! 08.02.2019 08:06

Звание «самой обаятельной и привлекательной» эта актриса получила уже давно, с тех самых пор, как снялась в одноименном фильме. Если бы Ирина Муравьёва воплотила в жизнь свою детскую мечту, и стала школьным учителем, то такие персонажи как Люда Свиридова, Надя Клюева и Нина Соломатина могли вовсе не появиться. А если и появились бы, то они не имели бы того шарма и колорита, который придала им именно Муравьёва. Её героини – чистые и наивные, иногда грубоватые и хамовитые, они простые и узнаваемые, как будто живут с нами рядом, в соседнем подъезде.

Ирина Муравьёва снялась в нескольких десятках успешных проектов, а первая слава к совсем еще молоденькой и неизвестной актрисе пришла после проката ленты «Москва слезам не верит».

Детство и юность

Родилась Ирина Муравьёва 8 февраля 1949 года в Москве, в семье военного инженера Вадима Муравьёва и бывшей военнопленной Лидии. Её отец едва успел закончить школу, когда началась война. Он сразу пошел в военкомат, и в числе первых добровольцев был отправлен на фронт. Вадиму посчастливилось пройти всю войну, и остаться в живых. Месте со своей частью он оказался в капитулировавшем Берлине, где и увидел свою любовь и будущую жену Лидию.

Ирина Муравьева в детстве
На Фото Ирина Муравьева в детстве

Мама Ирины по национальности белоруска. Она, как и многие из ее соотечественников, были угнаны в свое время в Германию, где годами находились в плену нацистов и трудились от зари до зари. Вадим стал её освободителем, и молодые люди вместе вернулись на родину. С бракосочетанием тянуть не стали, и в 1947-м официально расписались. В этом же году у них родилась первая дочь, в 1949-м они стали родителями будущей актрисы – Ирины Муравьёвой.

Отец был кадровым военным, поэтому железная дисциплина была его коньком. Девочек растили в строгости, никакие сомнительные развлечения не приветствовались. Под ними подразумевались танцы, самостоятельные прогулки и встречи с мальчиками. Мама тоже отличалась строгими правилами, поэтому старалась привить девочкам свои нормы поведения, и постоянно пресекала все контакты дочерей с мальчишками. Даже на каток в Лужники девочки ходили с мамой, и развлекались там под ее пристальным взглядом. Но это не значит, что дома царил террор, родители старались радовать своих детей, побаловать их, насколько это было возможно в послевоенное время. Мама девочек отлично шила, поэтому они достаточно модно выглядели и выделялись на фоне своих сверстниц.

Несмотря на всю строгость родителей, Ира была очень веселой и озорной, любила пошутить, и иногда от её шуток учителям бывало совсем не весело.

Учёба давалась Ирине на удивление легко, дневник пестрел отличными отметками, девочка никогда не позволяла себе прийти в школу с невыученными уроками. Ира старалась приносить одни пятерки, ведь даже оценка в четыре балла очень расстраивала ее родных. В школьные годы у Иры появилась мечта стать учителем младших классов, и она долгие годы ее лелеяла.

В школе Муравьёву очень заинтересовали занятия художественной самодеятельностью, и вскоре она стала постоянной участницей всех вечеров и концертов, проходящих в школьных стенах. Уже будучи ученицей старших классов, девушка начинает понимать, что мечта о карьере школьного учителя скорее всего так и останется детской мечтой, а ей хочется совершенно другой судьбы.

Это потом, спустя несколько лет, во время съемок в фильме «Карнавал», она проведёт параллель между судьбой ее героини и собственной юностью – они были очень похожи.

Ирина Муравьева в юности
Ирина Муравьева в юности

После получения школьного аттестата, Ирина начала проявлять свой характер, и не стала слушать родителей, отговаривающих её от поступления в театральный институт. Она была твердо уверена, что выбор сделан правильно, и решила попытать счастья во всех московских театральных вузах. Муравьёва пыталась стучать во все двери, но к её великому сожалению, они были закрыты для нее наглухо. Девушка не смогла пройти ни в один вуз, а один из педагогов «Щуки», посоветовал ей не тратить времени, и посвятить себя другой профессии. Он так и сказал, что актрисой ей не быть никогда.

Ира всегда отличалась упорным и целеустремленным характером, поэтому ровно через год ее документы снова легли на стол приемных комиссий всех театральных институтов Москвы. Увы, вердикт был тот же, что и в прошлом году – ее никуда не приняли. Тогда Муравьёва предпринимает ещё одну попытку, и поступает на учебу в драматическую студию в ЦДТ, где претендентов на одно место было гораздо меньше, чем в престижных вузах. И здесь удача оказалась на стороне упорной абитуриентки, ее приняли. После окончания студии Ирина воплотила в жизнь свою мечту, и продолжила обучение в ГИТИСе, но уже на заочном отделении. Днем она репетировала и участвовала в постановках ЦДТ, в штат которого была зачислена, а заочно продолжала изучать актёрское мастерство под руководством прославленных педагогов.

Театр

Театральная биография Ирины Муравьёвой началась со сцены ЦДТ и участия в массовке постановки про Козла. Молодую актрису задействовали на первых порах в ролях мальчишек. Именно такие персонажи ей достались в спектаклях «2001-й год» и «Сомбреро». Сотрудничество Ирины с этим театром продолжалось до 1977 года.

Муравьёва уже имела славу и известность в кинематографе, когда ее в 1977-м пригласили в труппу Театра им.Моссовета. Дебютной постановкой на его сцене стал спектакль «На полпути к вершине», который поставил Павел Хомский. Параллельно с этим актриса репетирует другую постановку – «Дом на песке». В этом театре Муравьёва прослужила 12 лет, и была задействована в 8-ми постановках. С 1982-го в ее репертуаре было всего три спектакля, актриса чисто физически не могла играть больше, потому что ее буквально разрывали в кино.

Ирина Муравьева в театре
Ирина Муравьева в театре

В 1994-м Ирина перешла в Малый театр и стала одной из ведущих актрис. Её талант и многогранность помогли воплотить на сцене самых разных персонажей. Ей была под силу наивная Мамаева из постановки «На всякого мудреца довольно простоты» и жесткая, деспотичная Матрена из пьесы «Власть тьмы».

Весной 2015-го зрители этого театра смогли увидеть постановку «Восемь любящих женщин», где актриса сыграла возрастную роль бабушки. Её героиня пожилая, опытная женщина, не растерявшая озорства и юношеского задора.

В это же время ей доверяют роль Беллы в антрепризе «На струнах дождя», которую поставил Аким Андросов. Эту постановку анонсировали, как «интригующую комедию». У Муравьёвой в этом спектакле главная роль, её партнёрами по сцене стали молодые, но уже достаточно известные артисты.

Фильмы

Первое появление Ирины Муравьёвой на съемочной площадке датируется 1965-м годом, когда ей предложили крохотную роль в массовой сцене ленты «Дети Дон Кихота». С этой ленты начался старт ее карьеры в кино. Более интересные роли актриса начала получать после 70-х. В 1973-м ее можно было увидеть в двух проектах – «Письмо из юности» и «Зерно риса». После этого было еще несколько очень престижных работ в разных картинах, самой заметной среди которых стала «Чисто английское убийство». Ирина оказалась на одной съемочной площадке с Алексеем Баталовым и Георгием Тараторкиным.

Ирина Муравьева в фильме "Москва слезам не верит"
Ирина Муравьева в фильме «Москва слезам не верит»

У нее за плечами было уже много интересных работ в кино, но настоящий успех был впереди. В 1979-м актриса узнала, как чувствует себя всенародно любимый артист. Именно в том году советские зрители посмотрели и оценили картину «Москва слезам не верит», в которой Муравьёва сыграла одну из трёх центральных героинь. Картина о судьбе трёх провинциалок, оказавшихся в столице, произвела настоящий фурор, все артисты мгновенно оказались на вершине славы и всеобщей любви, а фильм получил премию Оскар и многомиллионную армию поклонников.

Никто даже предположить не мог, что эта незамысловатая история станет настолько интересной и актуальной. По мнению российских критиков, сюжет не отличался оригинальностью, очередная Золушка, получившая все и сразу. Муравьёва в этой картине сыграла Людмилу, расторопную, пробивную и лишенную чувства прекрасного. Её цель – удачно выйти замуж за перспективного молодого человека, достигнута, но вскоре ее брак трещит по швам. После этой ленты Ирина была просто завалена предложениями от режиссеров, которые наперебой предлагали ей главные роли.

В 1981-м актрису пригласила Татьяна Лиознова, и предложила ей роль в картине «Карнавал». Её героиня – Нина Соломатина, приехала в Москву, чтобы стать артисткой. Ирина увидела в Нине саму себя много лет назад, и дала согласие на съемки. Соломатиной по сценарию было всего 18, но тридцатидвухлетняя актриса смотрелась в этом образе очень органично и естественно.

Ирина Вадимовна Муравьева

Роль актрисе удалась, она во многом руководствовалась своими воспоминаниями и неудачным опытом поступления. Её партнером по фильму стал Александр Абдулов, и зрители поставили их дуэту самую высокую оценку. По мнению читателей «Советского экрана», Муравьёва достойна звания «Лучшая актриса 1982 года».

В этой ленте проявилась вся многогранность таланта актрисы. Она не только сыграла главную героиню, но еще сама танцевала и исполняла песни, сопровождающие картину. Композиция «Позвони мне, позвони» долго пользовалась невероятной популярностью, её можно было слышать везде. Ирина стала и исполнительницей другой песни под названием «Спасибо, жизнь», которая тоже звучала в «Карнавале».

В 1983-м Ирина Муравьёва была награждена орденом «Знак Почёта», и получила звание Заслуженная артистка РСФСР.

В 80-х фильмография актрисы пополнилась картинами, которые стали настоящими шедеврами, достойными, чтобы пополнить золотой фонд отечественного кино. Это были ленты «Руки вверх», «Мы, нижеподписавшиеся», «Год теленка» «Самая обаятельная и привлекательная». Последняя картина пользовалась просто оглушительным успехом, на ее показы было раскуплено восемьдесят миллионов билетов. В этой ленте Муравьёва снова поёт.

Ирина Вадимовна Муравьева

В 70-80-х годах карьера актрисы находилась на пике. У неё полно работы, все режиссёры зовут в свои проекты. И актриса не отказывается, продолжая сниматься много и часто. В это же время она пробует свои силы и в качестве ведущей программы «Будильник», и занимается озвучиванием мультфильмов.

После того, как развалился СССР, в карьере актрисы наметился серьезный спад. Она стала намного меньше сниматься, и всё реже радовать своих поклонником появлением на экранах. В те годы вышло всего несколько проектов с её участием. Это были картины «Женщина в окне», «Зефир в шоколаде», «С новым счастьем!». Продолжение последнего фильма зрители увидели в 2001-м.

В 2005-м Ирина получила приглашение от создателей картины «Не родись красивой», в которой она снималась на протяжении двух лет. Сериал очень полюбился зрителю, все с нетерпением ждали выхода новых серий. Ирина в этом проекте стала мамой ключевой героини, роль которой блестяще исполнила Нелли Уварова.

В 2010-м Муравьёва засветилась в проекте «Китайская бабушка», и даже была отмечена «Никой», за лучшую второстепенную роль.

Ирина Вадимовна Муравьева

Это была последняя работа актрисы в кинематографе. Она больше не выходит на съемочную площадку и почти не выходит в телеэфиры. Основным ее занятием стала служба в родном Малом театре.

В 2007-м режиссеры программы «Квартирный вопрос» предложили актрисе преобразить её кухню. История получилась скандальной, потому что мастера не сумели удовлетворить заказчика. Ирина была разочарована результатом, и без всяких стеснений сказала это в эфире. Актриса не приветствует враньё, и поэтому всегда говорит правду в глаза, какой бы неприятной она не была.

Личная жизнь

Своего мужа, режиссера Леонида Эйдлина, Ирина встретила в театре. Девушка ему очень понравилась, и он в 1973-м повел ее в ЗАГС. В 1975 году они стали родителями сына Даниила, в 1983-м у супругов родился ещё один мальчик – Евгений. Из Ирины получилась отличная жена и мать, её мальчики выросли в домашней обстановке, потому что актриса всегда ставила семью и детей на первое место. Работа была на втором, у неё хватало мужества отказаться от роли, но дети всегда были присмотрены и ухожены.

Оба её мальчика тоже однажды засветились в кинематографе. Это была лента «С новым счастьем!».

Ирина Муравьева и ее муж Леонид Эйдлин
Ирина Муравьева и ее муж Леонид Эйдлин

Счастливая личная жизнь актрисы закончилась 16 февраля 2014 года, когда от инсульта умер ее любимый муж. Муравьёва очень тяжело переживала утрату, но всё же справилась со всеми испытаниями.

Ирина Муравьёва сейчас

Актриса в последнее время редко радует своих поклонников – её не видно на экране, она не замечена в светских мероприятиях. Единственное, что актриса не бросила, это театр. Муравьёва обратилась к вере, постоянно посещает храм, даже хотела стать послушницей монастыря, но не получила благословения от своего духовника. Ирина стала часто болеть, но пока справляется со своими недугами.

Муравьёва не растеряла человечности и любви к людям, поэтому первая приходит на помощь всем, кто в этом нуждается. Она протянула руку помощи Ирине Леоновой, от которой ушел муж – актер Евгений Цыганов, и оставил на её попечение семерых детей.

Ирина Муравьёва продолжает выходить на сцену Малого театра и даже выезжает с ним на гастроли, участвуя в постановке «На струнах дождя».

Избранная фильмография

  • 1974 — Чисто английское убийство
  • 1979 — Москва слезам не верит
  • 1981 — Карнавал
  • 1985 — Голубые города
  • 1988 — Артистка из Грибова
  • 1990 — Бабник
  • 1992 — Новый Одеон
  • 1994 — Зефир в шоколаде
  • 1998 — Любовь зла
  • 2003 — Спас под берёзами
  • 2007 — Завещание Ленина
  • 2010 — Китайская бабушка

Ссылки


Новости
13.07.20

13 июля отмечает Юбилей Сэр Патрик Хьюз Стюарт - британский актёр театра, кино и телевидения, один из основных актёров королевской Шекспировской труппы

11.07.20

11 июля отмечает Юбилей Елена Антоновна Камбурова - Народная артистка РФ, Лауреат Государственной премии РФ, основательница и Художественный руководитель Московского театра музыки и поэзии

11.07.20

11 июля родился Юл Бриннер (1920-1985) - американский актёр театра и кино

11.07.20

11 июля родился Пятрас Вайчюнас (1890-1959) - литовский поэт и драматург

11.07.20

11 июля родился Габриэл Мкртичевич Сундукян (1825-1912) - выдающийся армянский писатель, драматург, один из основателей критического реализма в армянской литературе