Юбилей Алисы Фрейндлих!

« Назад

Юбилей Алисы Фрейндлих! 08.12.2019 10:21

Алиса Фрейндлих отмечает юбилей. Фрейндлих фантастическая, любимая страной актриса - но снималась она при этом не так уж много и свою профессиональную жизнь посвятила театру.

Театралы гораздо раньше любителей кино узнали ей цену. Фото: Photoxpress.

Широкую популярность ей тем не менее принесло кино: роль Людмилы Прокофьевны Калугиной в рязановском "Служебном романе", баронессы в телевизионной "Соломенной шляпке", королевы Анны в "Д"Артаньяне и трех мушкетерах"... Все эти роли уложились в четыре года, с 1974-го по 1978-й, и на исходе семидесятых к ней пришла всесоюзная слава. А театралы узнали ей цену и полюбили гораздо раньше - пожалуй, с 1969-го, с ее чудесного Малыша в спектакле "Малыш и Карлсон" театра Ленсовета, поставленном Норой Рахштейн. Те, кому посчастливилось быть на спектакле, помнят это ощущение полного и абсолютного театрального счастья - подобное случается нечасто и запоминается на всю жизнь.

А еще Алиса Фрейндлих, если можно так сказать, очень петербургская, ленинградская актриса. Фрейндлих трудно представить вне Петербурга-Ленинграда: его театров, его людей и архитектуры. В ее судьбе отразилась судьба города, те трагедии, через которые Ленинград прошел в ХХ веке. Отец - из семьи петербургских немцев: если бы ее молодые родители не расстались и Бруно Фрейндлих не уехал из города, семью могли выслать на край света. Блокада: ребенком, школьницей младших классов, Фрейндлих прошла ее от начала и до конца. И если бы ее бабушка с питерской скрупулезностью не делила крохотную хлебную пайку на много кусочков, чтобы хватило на весь день, судьба Алисы Фрейндлих могла бы сложиться трагически.

Театр преходящее искусство - спектакль может жить десятилетиями, как это было с "Малышом и Карлсоном", но потом от него остается легенда. Легендой стала и работа Фрейндлих в театре имени Ленсовета - Игорь Владимиров собрал первоклассную труппу, его театр соперничал с БДТ. Алиса Фрейндлих стала первой актрисой театра Ленсовета, а потом и женой главного режиссера. Она выделялась в театральном институте, была заметна в театре Комиссаржевской, но теперь актриса нашла своего режиссера - и тот ее полюбил. Игорь Владимиров растил свою первую актрису, создавал ее, заботясь о ней так, как может заботиться о любимой тот, кто намного старше. Это был прекрасный человеческий и профессиональный союз, но в реальной жизни у красивых сказок редко бывает счастливый финал. Кризис в отношениях совпал с внутренним кризисом в театре Ленсовета, и Фрейндлих ушла в БДТ, к Товстоногову, в театр, который многие считали лучшим в СССР.

Михаил Боярский считает Алису Бруновну лучшим сценическим партнером всех времен и народов. Фото: В. Песляк / фотохроника ТАСС.

Вместе с БДТ она прошла постсоветское безвременье, когда возглавивший Большой драматический Кирилл Лавров делал все, что можно, чтобы удержать, спасти театр. Это оказалось непросто - московских денег и московских меценатов, московского внимания властей в Петербурге девяностых годов не было. Но театр остался жив, сохранив зрителей и труппу, и в наши дни обрел новое дыхание. Сейчас Фрейндлих занята в спектаклях режиссеров нового поколения - Могучего, Рыжакова, Вырыпаева. В них она так же хороша, как и в спектаклях Владимирова, и в товстоноговских постановках.

Иногда человек искусства превращается в национальное достояние, важный символ, который олицетворяет то, что много больше человека. Это случилось и с Алисой Фрейндлих: она стала одним из знаков того, что у нас была великая театральная эпоха.

У Фрейндлих не бывает ошибок

Михаил Боярский, многолетний партнер Фрейндлих на сцене театра Моссовета

...Мастерство и интуиция: если эти качества сочетаются, получается гениальная актриса. Это в полной мере относится к Алисе Фрейндлих: она очень педантична в вопросах профессии, но, сделав все по школе, дает волю интуиции. Это совершенно фантастический человек, прекрасный подсказчик в случае каких-то профессиональных затруднений. Диагноз она ставит мгновенно - и роли, и драматургу, и партнерам. Поэтому у нее практически никогда не бывает ошибок. Наверное, ее может завести не в ту сторону режиссер, и я думаю, что она этого опасается. С театром сегодняшнего направления Фрейндлих не очень дружит. Классическая школа, классический репертуар, то, что было с Владимировым и с Товстоноговым, ей гораздо ближе, чем современная режиссура и драматургия.

Во все времена она идеальна...

При этом она живо интересуется всем, что сейчас происходит в искусстве, ходит по театрам, в курсе всех событий. Но в сегодняшний театр она не очень вписывается - и не слишком этого хочет. Фрейндлих делает одолжение тем, кто занимает ее в спектаклях. И меня удивляет ее фантастическая энергия, то, с каким удовольствием она выходит на сцену. Я на ее месте давно бы все это забросил. Она одна из тех, посмотрев на кого можно понять, какой был у нас театр. И представить то, каким он должен быть.

Я не буду говорить о том, какой она была замечательной вокалисткой. О том, что кино она не очень любит и снималась не так много, как могла бы. О ее потрясающем чувстве юмора и безошибочном чутье...

Много лет назад я видел вас обоих в театре Ленсовета, в "Укрощении строптивой". Какой она партнер на сцене, каково с ней работать?

Михаил Боярский: Я тогда еще только начинал, был в массовке, а она играла главную роль. Но после этого и до конца нашей работы в одном театре я очень часто был ее партнером.

Сценический партнер она идеальный. При помощи своей интуиции и своего понимания ремесла Алиса Фрейндлих может "вытащить" даже того, кто совсем не умеет играть на сцене. Играть для партнера - ее профессиональный принцип. Хотя ее моноспектакли ничуть не хуже, чем постановки с большим количеством действующих лиц.

Менялась ли она как актриса?

Михаил Боярский: Нет, это от лукавого. Если у актера чего-то нет со студенческой скамьи, то это не появится никогда. Фрейндлих изначально была полностью профессионально оснащена, владела любыми жанрами, могла работать с любой драматургией. С возрастом поменялся ее репертуар, молодые роли сменились возрастными, но это никак не отразилось на качестве. Во все времена года она была идеальна. А еще она очень контактна и проста в общении. У нее нет и тени фанаберии, я никогда не видел ее в статусе "звезды". Скромность - одно из самых главных ее качеств, хотя она наверняка понимает масштаб своего таланта. Но это никак не проявлялось в ее отношениях с людьми - будь то рабочий сцены или зарубежная знаменитость. Она очень хорошо воспитана, никогда себе не позволяла лишнего, корректна и вежлива по отношению ко всем.

Одним словом, она очень хороший человек...

Эпизод

Она была похожа на девчонку

Роман Виктюк, режиссер, в спектакле которого играла Алиса Фрейндлих:

- Мы на гастролях, играем "Осенние скрипки", старую пьесу драматурга Сургучева, на одну сцену с моими молодыми артистами выходит Алиса Фрейндлих, первая драматическая актриса мира! У нее любовная сцена с  Димой Бозиным, она играет стареющую женщину. Герой Бозина ее последнее увлечение.

Ей пора выходить на сцену, а она нервничает: "Я устала. Мне много лет, как я буду играть любовь..." И вдруг звучит Гуно, тут она говорит: "Эта музыка дает мне крылья!" И выбегает из-за кулис. Как она играла! Сцена продолжалась 20 минут, и все это время зал - а в нем было 4000 человек! - сидел не шелохнувшись, буквально не дышал. Когда спектакль закончился, вся сцена была в цветах. Мы старались их обходить, находили свободные места, чтобы не наступить на эти розы. А она стояла на поклонах и была похожа на девчонку...

https://rg.ru/2019/12/03/alisa-frejndlih-otmechaet-85-letie.html


Новости
20.10.21

20 октября родилась Людмила Иосифовна Макарова (1921-2014) - советская и российская актриса театра и кино, народная артистка СССР, лауреат премии «Золотая маска»

19.10.21

19 октября празднует юбилей Жанна Андреевна Болотова - советская и российская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии СССР

15.10.21

15 октября 1859 года родился гений осетинского народа, основоположник осетинской литературы Коста Леванович Хетагуров

15.10.21

15 октября родился Сэр Пелам Гренвилл Вудхаус (1881-1975) - популярный английский писатель, драматург, комедиограф, рыцарь-командор ордена Британской империи

14.10.21

14 октября празднует юбилей Павел Григорьевич Чухрай - советский и российский кинорежиссёр, сценарист, кинооператор, народный артист РФ, лауреат премии Ленинского комсомола