События

« Назад

МОЛЬЕРУ - 395! 15.01.2017 08:00

Мольер (настоящее имя - Жан Батист Поклен) - выдающийся французский комедиограф, театральный деятель, актер, реформатор сценического искусства, создатель классической комедии - родился в Париже. Известно, что крестили его 15 января 1622 г. Отец его был королевским обойщиком и камердинером, семья жила весьма обеспеченно. С 1636 г. Жан Батист получал образование в престижном учебном заведении - иезуитском Клермонском колледже, в 1639 г. по его окончании стал лиценциатом прав, однако труду ремесленника или юриста предпочел театр.

В 1643 г. Мольер выступает организатором «Блистательного театра». Первое документальное упоминание его псевдонима относится к январю 1644 г. Дела у труппы, несмотря на название, шли далеко не блестяще, из-за долгов в 1645 г. Мольер даже дважды сидел в тюрьме, и актерам пришлось уехать из столицы, чтобы гастролировать по провинциям на протяжении двенадцати лет. Из-за проблем с репертуаром «Блистательного театра» Жан Батист сам начал сочинять пьесы. Этот период его биографии послужил прекрасной школой жизни, превратив его в отличного режиссера и актера, опытного администратора, и подготовил к будущим громким успехам в амплуа драматурга.

Возвратившаяся в 1656 г. в столицу труппа показала в Королевском театре спектакль «Влюбленный доктор» по пьесе Мольера Людовику XIV, который пришел от нее восторг. После этого труппа играла до 1661 г. в предоставленном монархом придворном театре Пти-Бурбон (впоследствии до смерти комедиографа местом ее работы был театр Пале-Рояль). Комедия «Смешные жеманницы», поставленная в 1659 г., стала первым успехом у широкой общественности.

После того как положение Мольера в Париже утвердилось, начинается период интенсивной драматургической, режиссерской работы, который продлится до самой смерти. В течение полутора десятков лет (1658-1673) Мольер писал пьесы, которые считаются лучшими в его творческом наследии. Поворотным пунктом стали комедии «Школа мужей» (1661) и «Школа жен» (1662), которые демонстрируют уход автора от фарса и его обращение к социально-психологическим комедиям воспитания.

У публики пьесы Мольера пользовались ошеломительным успехом за редкими исключениями - когда произведения становились объектом суровой критики отдельных социальных групп, которые относились к автору враждебно. Связано это было с тем, что Мольер, ранее почти не прибегавший к социальной сатире, в зрелых сочинениях создавал образы представителей высших слоев общества, обрушиваясь на их пороки со всей мощью своего таланта. В частности, после появления в 1663 г. «Тартюфа» в обществе разразился громкий скандал. Влиятельное «Общество святых даров» запретило пьесу. И только в 1669 г., когда между Людовиком XIV и Церковью наступило примирение, комедия увидела свет, при этом за первый год спектакль демонстрировали более 60 раз. Постановка в 1663 г. «Дон Жуана» тоже вызвала огромный резонанс, но стараниями неприятелей творение Мольера больше при его жизни не ставилось.

По мере того как росла его известность, он становился все ближе к двору и все чаще ставил пьесы, специально приуроченные к придворным праздникам, превращая их в грандиозные шоу. Драматург выступил основателем особого театрального жанра – комедии-балета.

В феврале 1673 г. труппа Мольера поставила «Мнимого больного», в котором он играл главную роль, невзирая на мучивший его недуг (вероятнее всего, страдал туберкулезом). Прямо на представлении он лишился сознания и в ночь с 17 на 18 февраля умер без исповеди и покаяния. Похороны по религиозным канонам состоялись только благодаря ходатайству его вдовы перед монархом. Чтобы не разразился скандал, хоронили выдающегося драматурга ночью.

Мольеру принадлежит заслуга создания жанра классицистской комедии. В одном только «Комедии Франсез» по пьесам Жана Батиста Поклена было показано более тридцати тысяч спектаклей. До сих пор его бессмертные комедии - «Мещанин во дворянстве», «Скупой», «Мизантроп», «Школа жен», «Мнимый больной», «Проделки Скапена» и мн. др. - входят в репертуар различных театров мира, не потеряв актуальности и вызывая аплодисменты.

Источник: http://www.wisdoms.ru/avt/b156.html


«В ОСЕТИИ ОТКРЫЛИ МОЛЬЕРА!»

Маирбек Цаликов

из очерка "О товарищах и о себе вспоминаю"

"...В том году (1946 - прим. ред.) проходил Всероссийский смотр творческой молодежи, и мы тоже включились в эту кампанию. Я начал ставить «Жорж Данден» Мольера. Художественное руководство удовлетворило мое желание и поручило мне постановку. Это была моя первая встреча с Мольером.

Встал вопрос, какая разница между Гольдони и Мольером. Тот комедиограф, и второй не менее яркий комедиограф. Но! Работая сначала над переводом, потом над постановкой, я пришел к выводу, что, несмотря на многие точки соприкосновения, есть между ними и существенное различие. Если Гольдони ближе комедии «дельарте», то Мольер – более аристократичен. И от этого мы начали исходить в подходе к материалу.

Ну, что сказать об этой работе? Одно скажу, я с большой радостью вспоминаю эту работу нашего коллектива. Вообще все участники спектакля, кроме актрисы А.А. Дзукаевой и актера В.Д. Баллаева, составляли молодежь нашего театра, воспитанную нами в театральной студии. Жоржа Дандена играл Юрий Мерденов, Анжелику – А.А. Дзукаева и Берта Икаева, господина де Сотанвиля – Коста Сланов, госпожу де Сотанвиль – Ольга Булацева, Клитандра – Беслан Хадарцев и Руслан Гудиев, Клодину – Зоя Кочисова, Любена – Николай Саламов, Колена – Руслан Гудиев и Борис Хадарцев. Художником был Ю.П. Федоров, музыкальное оформление – А.А. Поляниченко.

Мы много думали над постановкой, над трактовкой ролей, над подходом к материалу, над тем, что мы хотим сказать этим спектаклем. И вообще, что это такое? Комедия, фарс? Да, для нас это комедия «на чужого коня не садись». А вот для Дандена это не комедия. Жена его – аристократка, она пренебрегает своим мужем более низкого происхождения. Ее любит аристократ Клитандр, который также не очень считается с простоватым крестьянином – Жоржем Данденом и вполне допускает возможность довольно откровенного ухаживания за его женой. Поэтому он совершенно бесцеремонно организовывает под балконом Анжелики «карнавал» – танцы и песни в честь нее.

С этих бурных танцев мы и решили начинать спектакль. Должен сказать, что Александр Александрович Поляниченко очень удачно подобрал соответствующую интересную музыку. У нас еще при закрытом занавесе с взрывом громкой веселой музыки, обгоняя друг друга, с хохотом по авансцене проносятся десятки молодых людей в масках. Затем открывается занавес, и мы видим всю сцену в движении. Танцуют все одновременно. Анжелика стоит на балконе, а Клитандр, стоя напротив, приветствует ее, они живо общаются через головы танцующих. В самом разгаре танцев появляется Жорж Данден и останавливается в глубине двора на возвышенности. Музыка обрывается. И вся людская масса бесшумно растаяла. Клитандр спокойно спускается, молча снимает шляпу, с глубоким поклоном приветствует онемевшего Дандена и с таким же наглым спокойствием удаляется. А Данден долго стоит и… Вот теперь, на наш взгляд, зритель заинтересуется первым монологом героя, раскрывающего свою озабоченность, причину своего унижения…

Это был ключ к раскрытию всей комедии. И завершался спектакль также с участием этой веселящейся массы. Теперь все они были без масок, но все с зажженными фонарями. Перед этим сцена оставалась темной. Данден со своим фонарем блуждал по темным углам сцены и, когда его покинули силы, опускался на землю, вот тут-то со всех сторон появлялись в темноте эти фонари в руках массы людей, которые начинали петь и танцевать вокруг Дандена, подбадривая его и вселяя своими песнями веру в хорошее.

Спектакль получился на редкость глубоким, человечным, ярким и жизнерадостным. Известный шекспировед, профессор Михаил Михайлович Морозов после просмотра нашего спектакля воскликнул: "В Осетии открыли Мольера!"  И, позабыв своего Шекспира, он с 1947 года, как увидел наш спектакль на заключительном туре Всероссийского смотра театральной молодежи в Москве, так до конца своих дней неустанно твердил это.

И в этой удаче режиссера главным было правильное распределение и трактовка ролей. Это было точное попадание. Во-первых, Юрий Мерденов создал убедительный и живой образ человека именно от земли. Образ простого, доверчивого, душевного угловатого увальня. Его жена Анжелика в исполнении Анны Александровны Дзукаевой была симпатичной, милой и женственной, некрикливой, гордой аристократкой. Ее высокомерное отношение к мужу в силу ее высокого происхождения было само собой разумеющимся. Вторая исполнительница этой роли – молодая в то время актриса Икаева Берта – была более угловатой, напряженной, но такой же обаятельной и искренней. В коллективе ее работу оценили как удачную и полезную для нее.

Знаменитая пара стариков де Сотанвиль: он – маленький, сухой, щупленький, желчный старик, от былой роскоши которого остался только сюртук, висящий на нем, как на вешалке; она – высокая, худая, чванливая госпожа – все, что осталось от ее былой роскоши. Мы решали их образы как лишнюю, вынужденную ношу на плечах Дандена. И поэтому в сценке, когда де Сотанвиль, поскользнувшись, падал и Данден ловил его, и старик, как старый плащ, повисал в руках зятя, как какое-то неживое существо, в зрительном зале стоял гомерический смех. А Данден растерянно оглядывался вокруг, не зная, что с ним делать. Это было образное решение (если так можно сказать) социальной темы.

За ними возникает Клитандр – футляр без содержимого, красивый росток без почвы, фат, который хватается за прошлое и живет славой предков. Такой образ создали Беслан Хадарцев и Руслан Гудиев. Эти же актеры по очереди играли роль слуги Дандена Колена, которая была почти без слов. Но они так здорово сочинили этот образ, что ему и не надо было никаких слов, он было плодом их актерской фантазии.

И, наконец, ударная пара нашего спектакля: это Любен, слуга Клитандра и служанка в доме Дандена – Клодина. В этих ролях блеснули Зоя Кочисова и Николай Саламов... Должен с гордостью сказать, что за эту работу в 1947 году он получил в Москве самую высокую оценку.

Вторая незаурядная удача нашего театра – это Клодина в исполнении молодой в то время Зои Кочисовой... Зоя – это образец того, как надо относиться к театру, к своему труду и как надо любить в себе театр! Не могу не вспомнить очередной полет нашей фантазии. Мы придумали, что под лестницей у соседа, живущего напротив Дандена, лежало несколько пустых бочек, которые обыгрывались все время на протяжении всего спектакля. На этих бочках то танцевали, то влезали внутрь… Представьте. Ночь. Данден подходит к дому с улицы, и ему показалось, что у жены кто-то есть. Он пытается заглянуть в окно второго этажа с разных точек, но… Тогда он ставит несколько бочек одну на другую, взбирается на них и заглядывает в окно. В это время вдруг появляется с фонарями чета господ де Сотанвиль, и Данден, заметив их, прячется внутрь верхней бочки. Ну и так далее. Вряд ли нужно описывать реакцию зрительного зала.

Премьера состоялась 26 января 1946 года.

Благодаря этому спектаклю, наш театр был приглашен в Москву на заключительный тур смотра.

Прекрасное время переживал тогда театр! Нет, дорогие потомки, тут есть, что вспомнить и чему поучиться.

Дарьял, 2013, №4

Высказывания, цитаты и афоризмы Мольера

• Коль жены думают лишь о своих мужьях,

Им вовсе ни к чему рядиться в пух и прах.

• Коль нанесли тебе сердечную обиду,
Плати забвением — так гордость нам велит;
Не можешь позабыть — тогда хоть сделай вид,
Не унижай себя.

• Красавица все может себе позволить, красавице все можно простить.

• Крепнет нравственность, когда дряхлеет плоть.

• Кто время выиграл — все выиграл в итоге.

• Знатное происхождение без добродетели — ничто. Славе наших предков мы сопричастны лишь в той мере, в какой сами стремимся походить на них. Блеск их деяний, что озаряет и нас, налагает на нас обязанность воздавать им такую же честь, идти по их стопам и не изменять их добродетели, если мы хотим считаться их истинными потомками.

• Как приятно знать, что ты что-то узнал!

• Когда веленью чувств готовы мы поддаться,
Стыдливость в том всегда мешает нам признаться.
Умейте ж распознать за холодностью слов
Волнение души и сердца нежный зов.

• Не рассудок управляет любовью.

• От книжной мудрости глупец тупее вдвое.

• От речей дело вперед не двигается. Надо действовать, а не говорить, дела решают спор лучше, чем слова.

• Молодые люди дурно себя ведут чаще всего потому, что отцы их плохо воспитывают.

• Тот, кто хочет обвинять, не вправе торопиться.

• Ученость в дураке несноснее всего.

• Что бы ни говорили, есть в человеке что-то необыкновенное — такое, чего никакие ученые не могут объяснить.

• Мы любим иногда, не ведая о том, а часто бред пустой любовью мы зовем.

• На свете нет лекарств противу клеветы.
Нам надо честно жить и презирать злословье,
А сплетники пускай болтают на здоровье.

• На фимиам не проживешь. Одних похвал человеку недостаточно, ему давай чего-нибудь посущественнее; лучший способ поощрения — это апожить вам что-нибудь в руку.

• Нет ничего более сладостного, чем сломать сопротивление красавицы.

• Подражай людям в их склонностях, следуй их правилам, потворствуй их слабостям, восторгайся каждым их поступком — и делай из них что хочешь; это самый лучший путь, можно смело играть в открытую... Пересаливать не бойся, тут и самый умный человек поймается, как последний дурак, явный вздор, явную нелепость проглотит и не поморщится, если только это кушанье приправлено лестью. Нельзя сказать, чтобы это было честно, но к нужным людям необходимо применяться. Раз другого средства нет, виноват уже не тот, кто льстит, а тот, кто желает, чтобы ему льстили.

• Правдивость не порок.

• Кто всегда уныл, ревнив и мрачен, Того дебют в любви частенько неудачен.

• Кто всякому друг, того я другом не считаю.

• Притворство сплачивает воедино тех, кто связан круговой порукой лицемерия.

• Самое несносное в любви — это спокойствие. Безоблачное счастье может наскучить, в жизни никак нельзя обойтись без приливов и отливов: с препятствиями и любовь разгорается сильней, и наслаждение ценится больше.

• Кто хоть раз в жизни не терял рассудка?

• Кто чересчур насчет рогов опаслив, тот вовсе не женись — другого средства нет.

• Лжеправедники есть, как есть лжехрабрецы. Бахвальством не грешат отважные бойцы, А праведники те, что подают пример нам, Не занимаются кривляньем лицемерным.

• Любовь ревнивца более походит на ненависть.

• Медицина — одно из величайших заблуждений человечества.

• Модные пороки сходят за добродетели.

• Когда говорит человек в мантии и шапочке, всякая галиматья становится ученостью, а всякая глупость — разумной речью.

• Коль девушку ведут неволей под венец, Тут добродетели нередко и конец. Ведь может быть супруг за честь свою спокоен Лишь при условии, что сам любви достоин. И если у мужей растет кой-что на лбу, Пускай винят себя — не жен и не судьбу.

• Кто не знал любви, тот все равно что не жил.

• Добродетель — это первый признак благородства, именам я придаю куда меньше лначения, чем поступкам.

• Дурная жизнь приводит к дурной смерти.

• Женщины больше всего любят, когда на них тратятся.

• Завистники умрут, но зависть — никогда.

• Зарождающееся влечение таит в себе неизъяснимое очарование, вся прелесть любви — в переменах.

• В проступке нет вреда, в огласке только вред.
Смущать соблазном мир — вот грех, и чрезвычайный,
Но не грешно грешить, коль грех окутан тайной.

• Высшее доказательство любви — это подчинение воле того, кого любишь.

• Грамматика повелевает даже царями.

• Бессильна с клеветой бороться добродетель.

• Благоразумие просвещает, а страсть ослепляет.

• В любви притворство очень похоже на правду.

• Сильный удар наносится порокам, когда они выставляются на всеобщее посмеяние. Порицание легко переносят, но насмешку далеко не так. Никто не хочет быть смешным.

• Терять поклонников кокеткам тяжело,
И чтобы вновь привлечь внимание, с годами
Они становятся завзятыми ханжами.
Их страсть — судить людей. И как суров их суд!
Нет, милосердия они не признают.
На совести чужой выискивают пятна,
Но не из добрых чувств — из зависти, понятно.
Злит этих праведниц: зачем доступны нам
Те радости, что им уже не по зубам?

Источник: http://www.wisdoms.ru/pavt/p156_2.html

 


Новости
21.01.20

21 января празднует юбилей Дмитрий Вадимович Харатьян - советский и российский актёр, телеведущий, исполнитель песен, кинопродюсер, Народный артист РФ

21.01.20

21 января родился Николай Николаевич Трофимов (1920-2005) - советский и российский актёр театра и кино, Народный артист СССР

20.01.20

19 января на 94 году ушла из жизни Народная артистка Северной Осетии Берта Икаева. Более 50 лет отдала Берта Владимировна родному Осетинскому театру...

20.01.20

20 января родился Федерико Феллини (1920-1993) - выдающийся итальянский кинорежиссёр и сценарист, обладатель пяти премий «Оскар» и «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля

19.01.20

19 января родился Иван Дмитриевич Воронов (1915-2004) - советский актёр театра и кино, Народный артист РСФСР, Лауреат двух Сталинских премий