90 лет Юрию Лекову!

« Назад

90 лет Юрию Лекову! 14.11.2018 08:39

Леков Юрий Николаевич

Леков Юрий Николаевич  (1927-2008) 

Народный артист России. Заслуженный деятель искусств Северной Осетии. 

Главный режиссер и художественный руководитель Северо-Осетинского государственного театра оперы и балета.

Из газет за 2004 год. 

«Премьера «Пиковой дамы» и 30-летие театра совпали с юбилейной датой его основателя Юрия Лекова. Режиссер яркого дарования и огромных творческих возможностей, долгие годы работавший на разных оперных сценах страны, он создал свыше 70 постановок западно-европейской, русской оперной классики и произведений национальных композиторов. Отметивший свое 75-летие, Юрий Леков и сейчас в прекрасной творческой форме. Он энергичен, полон новых замыслов и планов.  

В течение почти 35 лет Ю.Леков в должности главного режиссера возглавлял Музыкальный театр Северной Осетии (ныне - Национальный государственный театр оперы и балета), который стал его судьбой, его жизнью, его детищем. Именно Лековым была открыта история осетинской оперы и вся последующая история национального профессионального музыкально-театрального искусства. Постановщик первых осетинских национальных опер. Режиссер, подаривший жителям Осетии возможность знакомства с шедеврами мировой оперы... Все творчество Юрия Лекова было отмечено высоким профессионализмом и культурой, безупречным вкусом и стилем.

Имя уроженца Ардона Юрия Лекова осталось не только в музыкально-театральном искусстве Осетии, но и Украины. Выпускник Киевского театрального института, в 1953-60 гг. Ю.Леков был режиссером Киевского театра оперы и балета, в 1960-68 гг. - главным режиссером Харьковского театра оперы и балета, в 1975-77 гг. - главным режиссером Одесского театра оперы и балета. Ю. Лековым были осуществлены постановки в оперных театрах Киева, Львова, Одессы, Харькова, а также Перми и Воронежа. Поставленные на киевской сцене спектакли «Катерина» Н. Аркаса, «Тоска», «Чио-чио-Сан» Пуччини, «Иоланта» П. Чайковского, «Манон Леско», «Бал-маскарад» Д. Верди, «Руслан и Людмила» М. Глинки были, по признанию многих деятелей культуры, яркими событиями украинского музыкального искусства. В 1968 году Юрия Лекова, на тот момент являвшегося самым молодым главным оперным режиссером в стране и уже заслуженным деятелем искусств УССР, руководство Северной Осетии пригласило из Харькова в республику для постановки первой осетинской полнометражной оперы «Азау» Ильи Габараева, которая была блестяще претворена в жизнь. «Демон», «Кармен», «Чио-чио-сан», «Травиата», «Пиковая дама», «Иоланта», «Тоска», «Бал-маскарад», «Великая дружба», «Риголетто», «Укрощение строптивой», «Фауст», «Евгений Онегин», «Зори здесь тихие»и, конечно же, национальные оперы - «Огни в горах», «Оллана», «Коста», «Бонварнон» - Юрий Николаевич поставил практически все крупные произведения осетинских композиторов. 

Личность огромного творческого дарования, Юрий Леков оставил яркий, незабываемый след в истории музыкальной культуры Осетии, развитии национального оперного искусства.

Юрия Лекова знали как удивительно интеллигентного, красивого человека. Все творчество Юрия Николаевича Лекова было отмечено высочайшим профессионализмом и культурой, безупречным вкусом и стилем. Вся его жизнь стала образцом преданного служения Театру, Сцене, Искусству. А осетинский музыкальный театр стал его судьбой, его жизнью, его детищем. Без ложного пафоса, именно Леков долгие годы был душой, организатором и вдохновителем этого театра.

О своем коллеге и друге Юрии Лекове вспоминают: 

Вячеслав Вершинин, народный артист РФ:

– Такие люди, как Юрий Леков – последние из могикан, уходят, а новые на их месте по уровню таланта и разносторонности, по своей интеллигентности пока не появляются. Это был не просто талантливый режиссер. Это было лицо и гордость республики! Он был красив во всем – в своей внешности, осанке, голосе. Даже в том, как он себя вел, я бы сказал, как себя нес, чувствовался в нем настоящий интеллигент и руководитель театра.

А познакомился я с Юрием Лековым в далеких шестидесятых годах, когда учился в театральной студии при Харьковском академическом драмтеатре и частенько бегал на спектакли Театра оперы и балета, режиссером в котором тогда работал Леков. А на одном из капустников в Доме актера я спел какую-то песню, после выступления ко мне подошел мужчина, представился (это и был Юрий Николаевич) и всячески рекомендовал мне серьезно заняться вокалом с тем, чтобы продолжать работать затем именно в Музыкальном театре.

Годы спустя мы снова встретились в Осетии; в моем родном Русском театре Юрий Николаевич ставил музыкальный спектакль «Хитроумная влюбленная». У него я учился, получая первые режиссерские уроки. Для меня Леков был и наставником, и другом, которому было все интересно…

Павел Панасян, главный дирижер Театра оперы и балета, заслуженный деятель искусств РСО–А:

– С Юрием Лековым нас связывает сорокалетняя дружба. Мы познакомились в далеком 1968 году при постановке первой оперы «Азау» Ильи Габараева. Тогда Леков работал главным режиссером Харьковского академического театра и был приглашен в качестве режиссера в наш Музыкально-драматический театр, в котором я уже работал 5 лет. Помню, какое большое впечатление произвел Леков на всю труппу, как и на меня, во время работы над спектаклем. Тем более что тогда в Осетии не было режиссера Музыкального театра. А какой колоссальный успех имел поставленный спектакль «Азау»! Фактически именно Леков открыл историю осетинской оперы и всю последующую историю национального профессионального музыкально-театрального искусства.

Вот так вместе с Юрием Николаевичем очень тепло и дружно мы работали дальше, ставили все новые и новые спектакли. Самыми незабываемыми были «Демон», «Кармен», «Чио-чио-сан», «Травиата», «Иоланта», «Тоска», «Бал-маскарад» и, конечно же, осетинские оперы – «Огни в горах», «Оллана», «Коста», «Бонварнон».

Что говорить, Юрий Николаевич был большой профессионал в своем деле, которое очень любил. Его отличал особый режиссерский почерк. Это редкость, когда руководителя так любит и уважает коллектив, но в нашем театре так было все годы его работы. Авторитет его был очень высок и в нашем театре, и, знаю, вообще в театральных кругах.

Долорес Билаонова, народная артистка РФ:

– В конце 60-х годов я участвовала в конкурсе певцов для Большого театра. Прошла два тура, вышла на третий, когда надо было выступить с оркестром. И прямо в начале прослушивания, когда дирижер только-только взмахнул палочкой, вошел представитель Министерства культуры СССР, который сообщил о моем отстранении от участия в конкурсе. Как выяснилось, это Юрий Леков ходил к тогдашнему министру культуры Е. Фурцевой по поводу меня, объяснил «необходимость» во мне осетинского Музыкального театра и организовал мое «недопущение» на последний тур конкурса… 

Как он хотел, чтобы в Осетии был свой Музыкальный театр! По крупицам он собирал-набирал коллектив, сделал триумфальный театр, который на гастролях производил настоящий фурор! Благодаря Лекову на сцене нашего театра были поставлены многие произведения мировой классики, но главное – именно при нем и благодаря ему были осуществлены осетинские оперы. Юрий Николаевич поставил практически все крупные произведения осетинских композиторов. И вклад его в развитие осетинской оперы неоценим. 

Нам очень повезло, что в Осетии был такой выдающийся режиссер...

Юрий Бацазов, народный артист РФ:

– Мое знакомство с Юрием Николаевичем состоялось совершенно случайно в 1969 году на местной автостанции. Родственник, которого Леков провожал, оказался моим давним знакомым. Я подошел к нему поздороваться, а он, естественно, представил нас друг другу, сказав о моем месте работы – Саратовском музыкальном театре. И прямо тут же очень настойчиво Леков, о котором я уже был наслышан как о талантливом режиссере, стал уговаривать меня вернуться в Осетию. Он убежденно говорил о необходимости ставить на ноги Музыкальный театр, о том, что хорошие кадры уже имеются в нем. Причем он так ярко «нарисовал» перспективы создания первого осетинского Музыкального театра, что я сразу же оказался под лековским «гипнозом»! Хотя и уговаривали меня остаться в Саратове, я «по зову» Лекова приехал в Осетию, и почти сразу же в театре начались друг за другом постановки спектаклей из мировой классики, осетинских опер…

А наши незабываемые гастроли и большой успех в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко в рамках Декады осетинской литературы и искусства в Москве! В столичной прессе отмечали, что спектакли «Коста» и «Оллана» поставлены на уровне лучших театров союзных республик… А какой он был организатор!

При всей своей интеллигентности, добродушии, мягкости, Леков был еще очень внимательным и просто порядочным человеком. 

Людмила Ефимцова, композитор, заслуженный деятель искусств РСО–А:

– У меня очень давно сложились личные теплые отношения с семьей Юрия Николаевича, да и наши дети дружили. Что называется, мы семьями дружили. Интересный в общении, красивый мужчина с броской внешностью, бархатным голосом, со вкусом одетый, он напоминал мне голливудского артиста. Всегда обходительный, галантный, очень добрый… Его всегда интересовали мое творчество, успехи. В планах Юрия Николаевича была и постановка моей оперы «Поручик Лермонтов», но, увы…

Леков оставил, несомненно, серьезный след в музыкальной истории Осетии и как постановщик первых осетинских национальных опер, и как режиссер, подаривший нам возможность знакомства с шедеврами мировой оперы.

Олег ЦОГОЕВ,. заслуженный геолог России:

"С Юрием Николаевичем меня связывала многолетняя дружба, основанная на нашей общей любви к великому оперному искусству. Впервые я встретился с Юрой лет сорок назад, когда стал свидетелем его триумфа в Харьковском оперном театре. После окончания спектакля «Евгений Онегин» огромный зал устроил громоподобную овацию исполнителям, среди них на ярко освещенной сцене возвышался, подобно нартскому богатырю, виновник торжества - Юрий Леков, тогда главный режиссёр театра и постановщик «Онегина». Высокий, красивый, с необыкновенно одухотворенным лицом, при этом без малейших признаков чванства, - таково было моё первое впечатление от Юрия Лекова, таким он остался в моей памяти…

Юрий Леков – гордость нашего народа и всех народов Осетии. Мы говорим: Ю. Леков для нас то же, что для России великий режиссёр Борис Покровский, а для Запада, к примеру, Франко Дзеффирелли. Но! Сложись обстоятельства по-иному, Юрий Николаевич мог бы блистать в самых известных театрах – в Большом, Мариинке, в Ла Скала, Метрополитен, Ковент-Гарден. Да, да, здесь нет никакого преувеличения, хотя бы потому, что с «продукцией» этих великих храмов оперы мы хорошо знакомы по видеозаписям и можем сравнивать.

Время полной оценки жизни и творчества Ю.Н. Лекова впереди. Хочется верить, что наши музыковеды напишут о нём монографию, достойную этого выдающегося человека и музыкального деятеля. А сегодня я хочу высказать идею – присвоить имя Юрия Лекова Государственному театру оперы и балета. Не надо слишком спешить с реализацией этого предложения – пусть сначала выскажется музыкальная общественность республики, включая, разумеется, коллектив самого театра.

Мне кажется, что такой акт достойно увенчает заслуги Юрия Лекова перед Осетией и перед Музыкой…"

"Осуществленные им постановки шедевров мировой классики, опер осетинских композиторов вошли в сокровищницу тетрального искусства. Cвоим высочайшим профессионализмом Юрий Николаевич завoевал огромный авторитет и уважение деятелей культуры и общественности. Человек проживший интересную и прекрасную жизнь, он до конца оставался добрым другом и учителем для своих младших коллег. С"

-М.Е. Швыдкой. Агенство по культуре и кинематографии.

Имя Лекова вошло в историю отечественной культуры, он стоял в ряду крупнейших оперных режиссеров страны. Юрий Николаевич был основателем Государственного музыкального театра РСО-Алании, бессменным его лидером, сумевшим создать команды единомышленников, воспитать талантливую труппу и завоевать любовь зрителей. Все творчество Юрия Лекова отмечено огромным талантом, высочайшим профессионализмо, культурой, безупречным вкусом и стилем.... "

-Александр Калягин. Союз Театральных Деятелей РФ.

"...Его имя вошо в историю нашего театра и других театров Украины. Поставленные на киевской сцене спектакли "Катерина" Н. Аркаса, "Тоска" Дж. Пуччини, "Иоланта" п. Чайковского.... были яркими событиями украинского музыкального искусства и многие годы украшали наш репертуар. Творчество Юрия Николаевича обогатило музыкальную культуру Украины, России и Осетии..."

- П.Я. Чуприна. Национальный академ. театр оперы и балета Украины им. Т. Шевченко.

"...Созданные им спектакли "Манон Лиско", "Чио-чио-Сан" Пуччини, "Бал-маскарад" Верди, "Руслан и Людмила" Глинки...украшали наш репертуар и привлекаки многих поклонников оперного искусства..."

-Коллектив Харьковского академ. театра Опеpы и балета им. М.В. Лысенка.

 

Юрий Леков. В течение почти 35 лет он возглавлял в должности главного режиссера Музыкальный театр республики (ныне – Северо-Осетинский государственный театр оперы и балета). И это был ярчайший, незабываемый период в творческой истории театра и всей культурной жизни Северной Осетии.

Подлинный лидер по складу характера, темпераменту, масштабу таланта и уровню профессионализма, он одним своим присутствием в театре привносил ощущение значимости во всем, что бы ни происходило в его стенах – будь то событийная премьера или рядовые будни внутренней «творческой кухни». Юрий Леков был в лучшем смысле этого слова хозяином театра, которому коллектив безоговорочно доверял, чей художественный и человеческий авторитет на культурном пространстве республики был безусловно подлинным и заслуженным.

Выпускник Киевского театрального института, который молодой уроженец Ардона окончил в 1957 году, он сразу же начинает ставить спектакли в Киевском и Львовском академических театрах оперы и балета. А в дальнейшем важным этапом творческой биографии Юрия Николаевича стало руководство в должности главного режиссера крупнейшими оперными театрами юга Советского Союза – Харьковским и Одесским академическими театрами оперы и балета.

В 1968 году Юрия Лекова, на тот момент самого молодого главного оперного режиссера в стране и уже заслуженного деятеля искусств УССР, пригласило из Харькова на родину, в Северную Осетию, руководство республики в лице Билара Кабалоева – для постановки первой осетинской полнометражной оперы «Азау» И. Габараева. И талантливый мастер блестяще претворил в жизнь многолетнюю мечту осетинского народа о создании национальной оперы…

Вот такого калибра режиссера и призвала в 1972 году Осетия зарождать и творить свой музыкально-театральный пласт национальной культуры – и как же нам повезло! Ведь это он, Юрий Леков, изначально задал ту планку профессионализма молодому коллективу, открывшегося в республике музыкального театра, которая все годы его руководства неизменно оставалась высокой.

Как главный режиссер и опытный профессионал-практик, он четко представлял себе всю художественную концепцию возглавляемого им театра и целенаправленно претворял в жизнь ключевые ее установки – выверенный репертуарный баланс классических и национальных спектаклей, активное содействие рождению новых национальных осетинских музыкальных произведений разных жанров. В тот период, когда «у руля» Музыкального театра стоял Юрий Леков, на его сцене состоялись премьеры

8 национальных опер, 16 национальных оперетт, первого осетинского национального балета и первого мюзикла.

Уделялось в театре особое внимание и жанровому разнообразию репертуара на любой зрительский вкус – в театре шли не только оперы, но и классические и советские оперетты, балеты, мюзиклы. Но самая главная заслуга Юрия Лекова в том, что он сумел создать атмосферу веры в общее дело, когда каждый солист, каждый член коллектива чувствовал свою востребованность как творческой личности, свою неповторимость и незаменимость в родном театре. Такая установочная позиция художественного руководства в результате стимулировала общий творческий рост артистов, тем самым повышая статус театра на художественном пространстве республики. Это была мудрая театральная политика, претворение которой в жизнь подвластно только стратегически мыслящим деятелям культуры большого масштаба. И главный режиссер Музыкального театра Северной Осетии Юрий Леков, безусловно, был именно такой личностью.

А в жизни наш незабвенный Юрий Николаевич был видным, элегантным, красивым, блистательно красноречивым, с искрометным юмором, подчас изящно ироничным. Он сполна обладал врожденной интеллигентностью и установкой души на доброжелательность и созидание – во благо искусства Осетии.

Может, поэтому и фирменный «лековский» стиль постановок был особенным – благородным, несшим яркий отпечаток его личности. Поставленные им спектакли были визуально очень по-оперному красивы, эффектно-зрелищны, с продуманным сценическим рядом, где солисты поданы в самых выигрышных ракурсах, мизансцены жанрово-живописны, к финалу действо обретает явственно пульсирующий накал, а венчает его эффектный, впечатляющий режиссерский заключительный аккорд. Безупречный вкус режиссера гарантировал зрителю отсутствие постановочной фальши и пошлости.

Такими, в филигранной режиссерской отделке, вошли в историю нашего музыкального театра поставленные им оперы «Чио-Чио-сан», «Кармен», «Демон», «Травиата», «Иоланта», «Тоска», «Бал-маскарад», «Риголетто», «А зори здесь тихие», «Укрощение строптивой», «Фауст», «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и другие.

Это он, Юрий Леков, сформировал те постановочные приемы в режиссуре поставленных им национальных опер «Азау», «Оллана», «Коста», «Бонварнон», которые сразу переводили их в ряд масштабных эпических музыкальных полотен. Это в его спектаклях росли, обретая творческую силу и мощь, те солисты, чьи имена сегодня составляют неувядающую славу осетинского искусства. 

Бесценен вклад Юрия Лекова, личности огромного творческого дарования, в искусство Осетии. И сегодня, вспоминая о нем хочется тихо и проникновенно произнести: «Великая вам благодарность за все, Юрий Николаевич!..»

http://ardon15.ru/index.php/istoricheskie-lichnosti/179-lekov-yurij-nikolaevich


Новости
19.10.21

19 октября празднует юбилей Жанна Андреевна Болотова - советская и российская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии СССР

15.10.21

15 октября 1859 года родился гений осетинского народа, основоположник осетинской литературы Коста Леванович Хетагуров

15.10.21

15 октября родился Сэр Пелам Гренвилл Вудхаус (1881-1975) - популярный английский писатель, драматург, комедиограф, рыцарь-командор ордена Британской империи

14.10.21

14 октября празднует юбилей Павел Григорьевич Чухрай - советский и российский кинорежиссёр, сценарист, кинооператор, народный артист РФ, лауреат премии Ленинского комсомола

13.10.21

30 сентября родилась Сесиль Дмитриевна Такаишвили (1906-1984) - грузинская, советская актриса театра и кино, народная артистка СССР