События

« Назад

100 лет - Евгению Лебедеву! 15.01.2017 11:00

ЛЕБЕДЕВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

Родился 2 (15) января 1917 года в городе Балаково Саратовской области в семье дьякона Иоанно-Богословской (Кладбищенской) церкви, и в дальнейшем был вынужден скрывать своё происхождение.

Заслуженный артист РСФСР (1953).
Народный артист РСФСР (1962). 
Народный артист СССР (20.02.1968).
Герой Социалистического Труда (1987).

С 1927 года воспитывался у деда в Самаре, учился в средней школе № 13 им. Чапаева, затем в ФЗУ при заводе «Кинап», участвовал в заводской художественной самодеятельности; в 1932 году поступил в самарский ТРАМ.
В 1933 году «поповскому сыну» пришлось покинуть Самару; Евгений Лебедев поселился в Москве, работал в студии при Театре Красной армии. В 1936—1937 годах учился в Центральном техникуме театрального искусства (ЦЕТЕТИС, ныне — ГИТИС), с 1937 года — в училище Камерного театра (после объединения с двумя другими театральными училищами при московских театрах, с 1938 — Московское городское театральное училище), которое окончил в 1940 году (курс В. В. Готовцева).

С 1940 года — актёр Тбилисского ТЮЗа им. Л. М. Кагановича.
Здесь познакомился с Георгием Товстоноговым, с которым будет связана вся дальнейшая его творческая судьба.
В годы Великой Отечественной войны вместе с группой артистов театра выступал с концертами в воинских подразделениях и госпиталях. Преподавал актёрское мастерство в Грузинском театральном институте, в классе Товстоногова.
В 1949 году по личным обстоятельствам покинул Тбилиси и в поисках работы приехал в Москву; недолгое время служил в Театре промкооперации. На актёрской бирже он встретил Товстоногова.
С 1949 года — артист Ленинградского театра имени Ленинского комсомола.
С 1956 года — артист АБДТ имени Горького (с 1992 года — имени Г.А. Товстоногова).
Доцент Ленинградского института театра, музыки и кино (с 1958 года).

Ушёл из жизни 9 июня 1997 года в Санкт-Петербурге. Похоронен актёр на Литераторских мостках Волковского кладбища (Санкт-Петербург).

Был женат на сестре Г.А.Товстоногова — Нателе Александровне. Сын — кинорежиссёр Алексей Лебедев.

В его честь назван театр в городе Балаково — Балаковский драматический театр имени Е.А. Лебедева, а в июне 2001 г. перед зданием театра установлен памятник великому актёру.
http://www.kino-teatr.ru

Очень труден для режиссера этот артист, Евгений Лебедев… Он не удовлетворится однозначным, привычным объяснением. Мучаясь своим желанием докопаться до самой сути того зернышка, в котором заложен главный смысл будущей роли, будущего характера, он «мучает» и режиссера, и партнеров. Начиная репетиции, он хочет глубоко осмыслить всю пьесу, все творчество автора, всю его жизнь, чтобы затем отобрать самое главное, самое существенное, определяющее и типическое.

Он должен сделать своим лично содержание и значение роли, чтобы затем жить на сцене жизнью героя, стремясь к вершине «жизни человеческого духа», как любил говорить Станиславский.

Можно объяснить актеру, что такое Бессеменов в пьесе Горького «Мещане», можно поставить его в определенные обстоятельства, построить отношения с партнерами, но нельзя подсказать, как плачет Бессеменов и вытирает глаза скатертью со стола, беспомощно расставив колени, жалко и нелепо… Это дается актеру системой жизненных наблюдений, это вдохновенный результат кропотливейшей работы.

Лебедев из тех актеров, которые хотят видеть в режиссере единомышленника, вовлекают его в серьезный, глубокий разговор о жизни. Вот пример — наша последняя работа над инсценировкой толстовского «Холстомера». Лебедев хочет осмыслить значение всего творчества Толстого. И поняв и прочувствовав его, так сыграет пантомиму смерти, что партнеры будут плакать на репетиции этой сцены…

Вот для того, чтобы прийти к этому, Лебедеву и надо знать все о Толстом, и надо знать, что режиссер тоже знает, и тоже мог бы нарисовать или выложить из дерева портрет великого писателя, если бы он умел это делать, как умеет сам Лебедев.

С ним трудно идти вместе к результату, но результат в его лучших работах на такой высоте, что хочется быть его сотоварищем в поисках единственно точного решения, когда отчетливо ясно, во имя чего мы сегодня ставим спектакль, во имя чего он играет роль. И в награду приходит легкость, сознание осуществленного замысла, гордость театральной профессией, понимание ее необходимости и нужности для людей.

Лебедев всегда социален и конкретно историчен, в самом его облике — демократичность и народность, он сам плоть от плоти представитель своего народа, своей советской страны. Он соединяет в себе традиции реалистического театра и современность.

Я бесконечно рад, что жизнь свела меня с этим артистом и человеком, у которого я многому учусь. Не представляю себе актерскую труппу БДТ без Евгения Лебедева, труженика, беспокойного и всегда молодого искателя.

Георгий Товстоногов

 

Ленинградец Евгений Лебедев — неукротимый, сильный актер, готовый в поисках правды истязать себя!

Василий Шукшин

Однажды я спросил у Евгения Алексеевича Лебедева, игравшего Фирса: « Как получается, что уже, выйдя из театра, продолжаешь еще долго жить с Вашей фразой « а человека-то забыли?».

Она трогала необычайно. Лебедев отвечал: «Понимаете, Володя, я иду на спектакль пешком и заглядываю в лица людей и вижу в этих лицах судьбы, несчастья, беспредельное одиночество, — всю тяжесть бытия. И я несу в себе эту человеческую общность страдания и выхожу с ней на сцену. Когда я надеваю белые перчатки слуги, я больше не Лебедев, я — Фирс».

Лебедев мог сыграть не только Бабу Ягу, что угодно — например, солнце.

Садился на колени и постепенно поднимался из-за края стола: солнце вставало, просыпалось, брови двигались, оживали глаза…

Лебедев был подобен обломку уходящей эпохи. Он нес в себе атмосферу автора. В театре это так же важно, как и в музыке. Композитор тоже оставляет нам свое видение эпохи, в которую он жил, выраженное в интонациях его собственного голоса.

Владимир Спиваков

 

Евгений Лебедев отличался крепким, трагическим характером. Он, как лучший представитель русской театральной школы, в полной мере владел искусством тонкого психологического анализа и яркой буффонадной выразительностью. Он сочетал в себе все, что создало славу русской театральной школы. 

А его проза, его рисунки, его скульптуры?

Глыба!

Кирилл Лавров

 Это удивительно счастливая судьба.

Счастье — в том, что тот сильный острый дар, который отпущен ему природой, Евгений Лебедев сумел осуществить полно и вовремя. Он играет много, упоенно, разно.

И сейчас, спустя много лет. Не могу забыть страха и ненависти, которые я испытывал, слушая истерические выкрики Артуро Уи! В нем соединялись одновременно и трусость, и невежество, и хитрость, и коварство, и отчаянность. Передо мною как бы переливалась всеми оттенками порожденная фашизмом, но именно человеческая натура.

…Общение с Лебедевым — удовольствие. Он талантлив разнообразно, он пишет, мастерит, лепит, вырезает из дерева, он любит рукомесло, любит работать.

До чего привлекательна его всеобъемлющая жадность, нетерпимость, азартность. Мне нравится и то, что у него есть неудачи, что он неровен в творчестве. Это тоже показатель большого таланта. Все и всегда получается лишь у ремесленников.

В Евгении Лебедеве пленяет народность его дарования, иногда стихийность, соединенная с высокой культурой, с любознательностью постоянно думающего, зорко наблюдающего жизнь художника. Он щедр, порой расточителен от переполняющих его сил и возможностей.

Даниил Гранин

 

По духу, по крови, по темпераменту, по вере, по одержимости, по работоспособности, по добросовестности и по талантливости Евгений Лебедев – великий русский актер.

Я играла с ним в « Варварах». Он Маврикий Монахов. Я – Надежда Монахова. А в «Старшей сестре» А. Володина он играл Дядю Митю, а я Надю Резаеву. В «Идиоте» я - Настасью Филипповну, он - Парфена Рогожина. Своего Парфена Рогожина он, мне кажется, любил больше других ролей. Финальную сцену они с Кешей играли замедленно и с той идеальной сценической простотой, которая всегда почиталась в театре как высшее проявление драматического таланта. Рыдали зрители, а эти двое — Лебедев и Смоктуновский – были конкретны, точны, собранны, поэтому их игра была выразительна необыкновенно.

Везде — другой, неузнаваемый, неожиданный. Всегда — открытие. И всегда игра — на пределе сил. Не жадничал, не берег себя, работал на сцене, как работает справный мужик в поле — до черного пота на рубахе, до забвения себя.

Татьяна Доронина

(bdt.spb.ru)


Новости
03.12.19

3 декабря родилась Нина Михайловна Дорошина (1934-2018) - советская и российская актриса театра и кино, педагог, Народная артистка РСФСР

30.11.19

30 ноября празднует юбилей актер Московского театра сатиры Юрий Борисович Васильев - советский и российский актёр театра, кино и дубляжа, режиссёр театра и кино, Народный артист Российской Федерации

30.11.19

30 ноября родился Вячеслав Михайлович Невинный (1934-2009) - советский и российский актёр театра и кино, Народный артист СССР

29.11.19

29 ноября родилась Валентина Александровна Ермакова (1924-2003) - советская российская актриса театра и кино, театральный педагог, Народная артистка СССР, Лауреат Государственной премии РСФСР, Лауреат Международной премии Станиславского

27.11.19

27 ноября 1939 года родилась Галина Александровна Польских - советская и российская актриса, Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, Народная артистка РСФСР